Разработка серии уроков в начальной школе с использованием метода проектов

Педагогическая теория » Использование метода проектов на уроках в начальной школе » Разработка серии уроков в начальной школе с использованием метода проектов

Страница 9

Лила, лила, лила, качала

Два тёмно-алые стекла,

Белей лилей, алее лала

Бела была ты и ала.

Ф. Сологуб .

Что придаёт этому стихотворению музыкальность?

Ученик

: Звук [л], повторяющийся в стихотворении, придаёт ему очень напевность, музыкальность.

Учитель

: Также музыкальность стиха позволяла обострить восприятие читателя, которого символисты считали своим соавтором. Также сильно, как и с музыкой, символизм был связан с живописью. Послушаем доклад о связи символизма с живописью, он послужит и своеобразным комментарием к репродукциям картин, которые вы видите на доске.

(Сообщение ученика о связи символизма с живописью).

Ученик:

Символизм в живописи выразился в картинах таких художников, как И. Крамской, В.Э. Борисов-Мусатов, М. Врубель. Наиболее известны следующие работы этих художников: «Призраки» (1903) В.Э. Борисова-Мусатова, «Неизвестная»(1883) И. Крамского. На картине изображена молодая женщина, принадлежащая к аристократическим кругам. Об этом свидетельствуют её одежда, украшения, гордый взгляд. Но кроме этого нам о ней ничего неизвестно. Мы становимся свидетелями мимолётной картины: неизвестная едет в экипаже, создаётся впечатление, что ещё минута, и она вновь скроется из виду. М. Врубель во многом прославился благодаря своим «Демонам». В его палитре преобладают синий и сиреневый цвета. Образ Демона – это символ эпохи мучительных поисков и невозможности раскрытия сокровенных тайн бытия. Огромные глаза, в которых застыло страдание, и титанический образ незаурядной личности (Демону сидящему словно малы рамки картины), «мозаичность» картины заставляют задуматься об отсутствии цельности в современном человеке.

Учитель:

Обратите также внимание на другие картины М. Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан». Что вы знаете об этих существах? Какие особенности картин вы заметили ещё?

Ученик:

Пан – это бог лесов и полей в древнегреческой мифологии, Царевна-лебедь тоже скорее мифическое существо. Можно сделать вывод, что художников-символистов привлекала мифология, что и отразилось в их творчестве.

Учитель:

Верно, но мифологией интересовались не только художники, но и поэты-символисты. Особенно ими ценилась греческая и римская мифология, сюжеты которой символисты могли заимствовать, переделывать. Вы убедитесь в этом, когда познакомитесь с лирикой раннего А. Блока, Ф. Сологуба.

Как и у живописцев, в творчестве поэтов-символистов важную роль играла символика цвета. Послушайте стихотворение И. Анненского «Аметисты».

Когда, сжигая синеву,

Багряный день растет неистов,

Как часто сумрак я зову,

Холодный сумрак аметистов.

И чтоб не знойные лучи

Сжигали грани аметиста,

А лишь мерцание свечи

Лилось там жидко и огнисто.

И, лиловея и дробясь,

Чтоб уверяло там сиянье,

Что где-то есть не наша с в я з ь,

А лучезарное с л и я н ь е .

И. Анненский.

Вспомните, как выглядит аметист. Какого он цвета?

Ученик:

Фиолетового.

Учитель:

С картинами какого художника можно увидеть связь?

Ученик:

С картинами М. Врубеля, в палитре которого также преобладают синий и сиреневый цвета.

Учитель:

Фиолетовый соединяет в себе два цвета: синий – небесный и красный – цвет крови, земных страданий. Посмотрите, есть ли эти цвета в стихотворении? Какое звучание придают они стихотворению?

Ученик:

Эти цвета встречаются в первой строфе («Когда сжигая синеву, Багряный день растёт неистов…»), придавая ощущение тревоги, катастрофичности.

Учитель:

Изменяется ли настроение во второй строфе? Если да, то как?

Ученик:

Во второй строфе происходит традиционное для символистов противопоставление мира идеального миру земному. Ярким лучам солнца противопоставляется неясное мерцание свечи.

Учитель:

Каков финал стихотворения?

Ученик:

В финале стихотворения звучит мечта о слиянии двух миров, о гармонии и умиротворении («Что где-то есть не наша связь, А лучезарное сиянье…»).

Учитель:

Вспомните ещё раз, чему уподобляется сверкание аметиста?

Ученик:

Блеску сечи.

Учитель:

А свеча имеет символическое значение в христианской культуре. То есть, и аметист становится таким же символом. Помимо цвета, большую роль играет в стихотворении и звукопись. Какие звуки преобладают?

Ученик:

[с], [и].

Учитель:

Звук [с] придаёт звучанию приглушённость, а [и], напротив, преодолевает пространство, как горение свечи. Кроме того, немаловажен и размер стихотворения. Что это за размер?

Ученик:

Это ямб.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Другое о педагогике:

Экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений на основе педагогического значение памяти
При проведении эксперимента мы исходили из того, что эффективность процесса совершенствования лексических навыков диалогической речи основано на использовании разработанных нами рекомендаций по эффективному запоминанию лексики. Процессы памяти тесно связаны с изучением английского языка. В связи с ...

Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора
В основу своей педагогической концепции Орф положил этнографические формы музицирования, - там он искал и нашел естественно-биологические подтверждения своих идей. Орф считал элементарную музыку доступной к переживанию в детском возрасте и соответствующей психике ребенка. Более того, он считал, что ...

Построение анкеты
Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую ("паспортичку"). Вводная часть анкеты представляет собой своеобразное обращение к респондентам, в котором указываются: 1) научное учреждение, которое ведет данную тему исследования и от имени которого выступает исследовате ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru