Разработка серии уроков в начальной школе с использованием метода проектов

Педагогическая теория » Использование метода проектов на уроках в начальной школе » Разработка серии уроков в начальной школе с использованием метода проектов

Страница 9

Лила, лила, лила, качала

Два тёмно-алые стекла,

Белей лилей, алее лала

Бела была ты и ала.

Ф. Сологуб .

Что придаёт этому стихотворению музыкальность?

Ученик

: Звук [л], повторяющийся в стихотворении, придаёт ему очень напевность, музыкальность.

Учитель

: Также музыкальность стиха позволяла обострить восприятие читателя, которого символисты считали своим соавтором. Также сильно, как и с музыкой, символизм был связан с живописью. Послушаем доклад о связи символизма с живописью, он послужит и своеобразным комментарием к репродукциям картин, которые вы видите на доске.

(Сообщение ученика о связи символизма с живописью).

Ученик:

Символизм в живописи выразился в картинах таких художников, как И. Крамской, В.Э. Борисов-Мусатов, М. Врубель. Наиболее известны следующие работы этих художников: «Призраки» (1903) В.Э. Борисова-Мусатова, «Неизвестная»(1883) И. Крамского. На картине изображена молодая женщина, принадлежащая к аристократическим кругам. Об этом свидетельствуют её одежда, украшения, гордый взгляд. Но кроме этого нам о ней ничего неизвестно. Мы становимся свидетелями мимолётной картины: неизвестная едет в экипаже, создаётся впечатление, что ещё минута, и она вновь скроется из виду. М. Врубель во многом прославился благодаря своим «Демонам». В его палитре преобладают синий и сиреневый цвета. Образ Демона – это символ эпохи мучительных поисков и невозможности раскрытия сокровенных тайн бытия. Огромные глаза, в которых застыло страдание, и титанический образ незаурядной личности (Демону сидящему словно малы рамки картины), «мозаичность» картины заставляют задуматься об отсутствии цельности в современном человеке.

Учитель:

Обратите также внимание на другие картины М. Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан». Что вы знаете об этих существах? Какие особенности картин вы заметили ещё?

Ученик:

Пан – это бог лесов и полей в древнегреческой мифологии, Царевна-лебедь тоже скорее мифическое существо. Можно сделать вывод, что художников-символистов привлекала мифология, что и отразилось в их творчестве.

Учитель:

Верно, но мифологией интересовались не только художники, но и поэты-символисты. Особенно ими ценилась греческая и римская мифология, сюжеты которой символисты могли заимствовать, переделывать. Вы убедитесь в этом, когда познакомитесь с лирикой раннего А. Блока, Ф. Сологуба.

Как и у живописцев, в творчестве поэтов-символистов важную роль играла символика цвета. Послушайте стихотворение И. Анненского «Аметисты».

Когда, сжигая синеву,

Багряный день растет неистов,

Как часто сумрак я зову,

Холодный сумрак аметистов.

И чтоб не знойные лучи

Сжигали грани аметиста,

А лишь мерцание свечи

Лилось там жидко и огнисто.

И, лиловея и дробясь,

Чтоб уверяло там сиянье,

Что где-то есть не наша с в я з ь,

А лучезарное с л и я н ь е .

И. Анненский.

Вспомните, как выглядит аметист. Какого он цвета?

Ученик:

Фиолетового.

Учитель:

С картинами какого художника можно увидеть связь?

Ученик:

С картинами М. Врубеля, в палитре которого также преобладают синий и сиреневый цвета.

Учитель:

Фиолетовый соединяет в себе два цвета: синий – небесный и красный – цвет крови, земных страданий. Посмотрите, есть ли эти цвета в стихотворении? Какое звучание придают они стихотворению?

Ученик:

Эти цвета встречаются в первой строфе («Когда сжигая синеву, Багряный день растёт неистов…»), придавая ощущение тревоги, катастрофичности.

Учитель:

Изменяется ли настроение во второй строфе? Если да, то как?

Ученик:

Во второй строфе происходит традиционное для символистов противопоставление мира идеального миру земному. Ярким лучам солнца противопоставляется неясное мерцание свечи.

Учитель:

Каков финал стихотворения?

Ученик:

В финале стихотворения звучит мечта о слиянии двух миров, о гармонии и умиротворении («Что где-то есть не наша связь, А лучезарное сиянье…»).

Учитель:

Вспомните ещё раз, чему уподобляется сверкание аметиста?

Ученик:

Блеску сечи.

Учитель:

А свеча имеет символическое значение в христианской культуре. То есть, и аметист становится таким же символом. Помимо цвета, большую роль играет в стихотворении и звукопись. Какие звуки преобладают?

Ученик:

[с], [и].

Учитель:

Звук [с] придаёт звучанию приглушённость, а [и], напротив, преодолевает пространство, как горение свечи. Кроме того, немаловажен и размер стихотворения. Что это за размер?

Ученик:

Это ямб.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Другое о педагогике:

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
В современной логопедии выделяют две основные классификации, которые взаимосвязанны друг с другом - медицинская или клиническая и психоло-педагогическая. Клиническая классификация, разработанная Мастюковой Е.М., делится на три основные группы: – неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда ...

Методы исследования в теории и методике физического воспитания
Широкое развитие массовых форм физической культуры требует привлечения все большего количества специалистов в этой области. В своей работе преподаватели, тренеры, учителя школ уже не ограничиваются только теми знаниями, которые они получают в учебном заведении. Их работа — это творчество, поиск нов ...

Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания русского языка и виды сочинений
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения". В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения": Сочинение– один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru