Разработка серии уроков в начальной школе с использованием метода проектов

Педагогическая теория » Использование метода проектов на уроках в начальной школе » Разработка серии уроков в начальной школе с использованием метода проектов

Страница 8

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

В. Соловьев .

Можно ли сказать, что для поэта существует два мира, которые он обозначил в своём стихотворении?

Ученик

: Да.

Учитель

: Разграничим их. Каков первый мир? Назовите черты этого мира. Какую характеристику даёт ему поэт? Запишите данные определения в столбик.

Ученик

: Это мир реальный.

Видимое

Отблеск, тени

Слышишь

Житейский шум трескучий

Отблеск искажённый

Чуешь

Целый свет

Учитель

: Каков второй мир? Что говорится о нём? Запишите определения во второй столбик.

Ученик

: Мир идеальный

Незримое

Торжествующие созвучия

одно

Только то

Учитель

: Сделайте вывод об отношении Владимира Соловьёва к этим мирам.

Ученик

: Первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т.д., а мир идеальный – это нечто высшее и таинственное.

Учитель

: Сравним с этим стихотворением второе, написанное З. Гиппиус. Прочитайте самостоятельно стихотворение «Мне мило отвлеченное…».

Мне мило отвлеченное:

Им жизнь я создаю .

Я всё уединенное,

Неявное люблю.

Я — раб моих таинственных,

Необычайных снов .

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов .

В. Соловьев .

1896 г.

Можно ли сказать, что и здесь есть два мира, противопоставленных друг другу? Докажите это.

Ученик

: Да, в стихотворении З. Гиппиус «Мне мило отвлечённое…» также есть мир реальный и мир идеальный, которые она противопоставляет. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»).

Учитель

: Какое явление поэтизируется лирической героиней? Мимолётно ли оно? Какому миру отдаётся предпочтение?

Ученик

: Поэтизируется область снов, которые мимолётны. Лирической героине ближе мир идеальный. Это доказывают утверждения «мне мило отвлечённое», «неявное люблю», «я – раб моих таинственных, необычайных снов». Она считает, что «здешними словами» не всегда можно передать смысл «речей единственных».

Учитель

: То есть, мы можем сделать вывод о том, что символисты относились к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма. Посмотрите ещё на одну особенность, которую мы не отметили: от какого лица написаны стихотворения? Какими чертами обладает человек, написавший их?

Ученик

: Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности.

Учитель

: Как обращается к своему читателю лирический герой Владимира Соловьёва? Почему?

Ученик:

«Милый друг», то есть он видит в читателе своего единомышленника, хочет приобщить к высшему миру тайн.

Учитель:

Но для того, чтобы читатель смог понять тайный смысл, нужно было как-то его выразить. Именно символ и явился таким средством. Символизм, как мы уже убедились, был тесно связан не только с философией, но ещё и с музыкой, которую символисты считали высшим видом искусства. Сейчас прозвучит музыка композитора А. Скрябина «Этюд» соч.8 №2. Внимательно послушайте её .

Учитель:

Из скольких частей состоит это произведение?

Ученик:

Музыка состоит из двух частей.

Учитель:

Какова по настроению первая часть? Какой мир воссоздан в ней?

Ученик:

Первая часть этюда очень лирична, она звучит негромко. Это мир идеального, мир гармонии.

Учитель:

Отличается ли вторая часть этюда от первой, какие настроения звучат в ней?

Ученик:

Если говорить о второй части, то это – мир катастроф с криком, трагедией. Особенно усиливаются тревожные ноты в конце произведения.

Учитель:

Вы очень верно отметили все особенности. Возвращаясь к утверждению символистов о музыке как о высшем виде искусства, скажите, согласны ли вы с этим утверждением?

Ученик:

Да.

Учитель:

Что передаёт музыка?

Ученик:

Музыка передаёт эмоции, чувства.

Учитель:

А используются ли при этом слова?

Ученик:

Нет, в музыке и без слов всё становится ясно. Разные люди без слов могут понять друг друга.

Учитель:

Символисты, зная это достоинство музыки, зная её очарование, стремились обогатить поэтическую фонетику. Послушайте, например, стихотворение Ф. Сологуба.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое о педагогике:

Экологические принципы отношения человека с природой
Экологический идеал. В экологической этике разработаны основные, базовые принципы отношения человека с природой. Они показывают, какие общие виды действий мы морально обязаны осуществлять по отношению к природе, или наоборот, воздержаться от их осуществления. Наибольший вклад в разработку этих прин ...

Наглядные пособия в обучении детей младшего возраста
Наглядность играет большую роль при обучении сольфеджио детей младшего школьного возраста, что связано с особенностями их психики. А.В. Запорожец писал, что формы детского мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое – не представляют собой возрастных стадий его развития. ...

Работа с трудными подростками и решение проблемы беспризорности в России в 20–30-х гг. ХХ в
В 20-е – начало 30-х гг. ХХ века складывались концептуальные подходы к работе с трудными подростками, основополагающими среди которых можно назвать следующие принципы: · принцип трудового воспитания бездомных детей. Труд не просто как средство занять детей и дать определенные знания, умения и навык ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru