Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
В. Соловьев .
Можно ли сказать, что для поэта существует два мира, которые он обозначил в своём стихотворении?
Ученик
: Да.
Учитель
: Разграничим их. Каков первый мир? Назовите черты этого мира. Какую характеристику даёт ему поэт? Запишите данные определения в столбик.
Ученик
: Это мир реальный.
Видимое
Отблеск, тени
Слышишь
Житейский шум трескучий
Отблеск искажённый
Чуешь
Целый свет
Учитель
: Каков второй мир? Что говорится о нём? Запишите определения во второй столбик.
Ученик
: Мир идеальный
Незримое
Торжествующие созвучия
одно
Только то
Учитель
: Сделайте вывод об отношении Владимира Соловьёва к этим мирам.
Ученик
: Первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т.д., а мир идеальный – это нечто высшее и таинственное.
Учитель
: Сравним с этим стихотворением второе, написанное З. Гиппиус. Прочитайте самостоятельно стихотворение «Мне мило отвлеченное…».
Мне мило отвлеченное:
Им жизнь я создаю .
Я всё уединенное,
Неявное люблю.
Я — раб моих таинственных,
Необычайных снов .
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов .
В. Соловьев .
1896 г.
Можно ли сказать, что и здесь есть два мира, противопоставленных друг другу? Докажите это.
Ученик
: Да, в стихотворении З. Гиппиус «Мне мило отвлечённое…» также есть мир реальный и мир идеальный, которые она противопоставляет. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»).
Учитель
: Какое явление поэтизируется лирической героиней? Мимолётно ли оно? Какому миру отдаётся предпочтение?
Ученик
: Поэтизируется область снов, которые мимолётны. Лирической героине ближе мир идеальный. Это доказывают утверждения «мне мило отвлечённое», «неявное люблю», «я – раб моих таинственных, необычайных снов». Она считает, что «здешними словами» не всегда можно передать смысл «речей единственных».
Учитель
: То есть, мы можем сделать вывод о том, что символисты относились к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма. Посмотрите ещё на одну особенность, которую мы не отметили: от какого лица написаны стихотворения? Какими чертами обладает человек, написавший их?
Ученик
: Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности.
Учитель
: Как обращается к своему читателю лирический герой Владимира Соловьёва? Почему?
Ученик:
«Милый друг», то есть он видит в читателе своего единомышленника, хочет приобщить к высшему миру тайн.
Учитель:
Но для того, чтобы читатель смог понять тайный смысл, нужно было как-то его выразить. Именно символ и явился таким средством. Символизм, как мы уже убедились, был тесно связан не только с философией, но ещё и с музыкой, которую символисты считали высшим видом искусства. Сейчас прозвучит музыка композитора А. Скрябина «Этюд» соч.8 №2. Внимательно послушайте её .
Учитель:
Из скольких частей состоит это произведение?
Ученик:
Музыка состоит из двух частей.
Учитель:
Какова по настроению первая часть? Какой мир воссоздан в ней?
Ученик:
Первая часть этюда очень лирична, она звучит негромко. Это мир идеального, мир гармонии.
Учитель:
Отличается ли вторая часть этюда от первой, какие настроения звучат в ней?
Ученик:
Если говорить о второй части, то это – мир катастроф с криком, трагедией. Особенно усиливаются тревожные ноты в конце произведения.
Учитель:
Вы очень верно отметили все особенности. Возвращаясь к утверждению символистов о музыке как о высшем виде искусства, скажите, согласны ли вы с этим утверждением?
Ученик:
Да.
Учитель:
Что передаёт музыка?
Ученик:
Музыка передаёт эмоции, чувства.
Учитель:
А используются ли при этом слова?
Ученик:
Нет, в музыке и без слов всё становится ясно. Разные люди без слов могут понять друг друга.
Учитель:
Символисты, зная это достоинство музыки, зная её очарование, стремились обогатить поэтическую фонетику. Послушайте, например, стихотворение Ф. Сологуба.
Другое о педагогике:
Экспериментальная проверка эффективности комплекса упражнений на основе
педагогического значение памяти
При проведении эксперимента мы исходили из того, что эффективность процесса совершенствования лексических навыков диалогической речи основано на использовании разработанных нами рекомендаций по эффективному запоминанию лексики. Процессы памяти тесно связаны с изучением английского языка. В связи с ...
Технология ознакомления детей с натюрмортом
В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки, выкладывают книги с картинами знакомых им художников - иллюстр ...
Лингводидактический аспект формирования связной речи
у детей
Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в "стимула-средства", т.е. такую деятельность, в ходе ...