(Ученики зачитывают свои анализы, затем вместе записывают в тетради недостающие средства выразительности).
(Примерный анализ: несозданных созданий – оксюморон;
колыхается во сне, с лаской ластятся, звуки реют – олицетворение;
словно лопасти латаний – сравнение;
фиолетовые руки, месяц обнаженный, прозрачные киоски, трепещет тень латаний – метафора;
в звонко-звучной тишине, лазоревой луне – эпитет).
Учитель:
Поэт-теург сквозь мозаику символов: ярких метафор, необычных сравнений, эпитетов, оксюморонов - проводит нас в мир ирреальный, в мир вечный, совершенный. В поэзии символисты укореняли не всем доступный, достаточно элитарный, по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков и недосказов». В поэзии символистов появляются целые гнезда слов-символов, слов-сигналов, которым придается особый мистический смысл.
Итак, мы пришли ко второму основному признаку поэзии символистов, в том числе и В.Я. Брюсова, - необычному содержанию, которое облекается в необычную форму.
Понятен ли был смысл стихотворения в начале урока? Что позволило нам пронять глубину содержания стихотворения?
Ученик:
В начале урока смысл стихотворения был не очень понятен. Однако после совместного с вами анализа стихотворение стало более понятным.
Учитель:
Да, действительно, стихотворения поэтов-символистов рассчитаны на элитарных, т.е. подготовленных читателей. Этот принцип является третьим признаком творчества поэтов-символистов.
Но не только необычное настроение, необычные символистические формы привлекали внимание Брюсова к символизму.
Прочитайте стихотворение «Юному поэту» и попробуйте определить основную мысль стихотворения, проанализировав «заветы» автора:
«Не живи настоящим, только грядущее – область поэта»;
«Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно»;
«Поклоняйся искусству».
(Ученики зачитывают стихотворение, определяют его основную мысль и смысл заветов, провозглашенных автором).
Учитель:
Итак, проанализировав данное стихотворение, мы пришли к следующему выводу:
Первый завет подтверждает мысль о двоемирии.
Второй показывает следование традициям поэзии 19 века: определение особой роли личности поэта, ее яркости, первостепенности. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника, всякое общение с душою художника есть наслаждение», - напишет В. Я. Брюсов.
И третий показывает, что у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. И именно Брюсову принадлежат слова: «Искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество».
IV. Подведение итогов урока.
Учитель:
Подводя итог урока, назовите основные признаки символизма, очень ярко проявившиеся в творчестве В.Я. Брюсова.
Ученик:
Двоемирие; необычное содержание, которое облекается в необычную форму; стихотворения поэтов-символистов рассчитаны на элитарных, т.е. подготовленных читателей
Учитель:
Эти принципы были сформированы старшими символистами, в частности В.Я. Брюсовым. Данные признаки символизма в какой-то мере будут впоследствии приняты и младосимволистами. Сегодня мы поговорили о теме поэта и поэзии в творчестве символистов. На следующем уроке мы с вами познакомимся с творчеством младосимволиста, А.А. Блока.
V
. Домашнее задание.
Учитель:
Для создания презентаций вам нужно будет подобрать материал о творчестве старших символистов и их стихи на темы любви и родины. Также нужно подготовить выразительное чтение стихотворений А.А. Блока из цикла «Стихи о Прекрасной даме».
Урок №4. «Открой мои книги…». Творчество А.А. Блока
Цели урока
:
1. Обучающие:
- познакомить учащихся с ранним творчеством А.Блока, приобщая их к сложным духовным поискам литературы серебряного века;
- подготовить учащихся к восприятию лирики А.Блока;
- показать связь проблем, поднятых в начале 20 века с проблемами нашей сегодняшней жизни и, благодаря такому личностному постижению истории и культуры, попытаться понять мир Блока.
2. Развивающие:
- развивать навыки анализа поэтического произведения;
- развивать умения учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтическое произведение.
3. Воспитательные:
- способствовать развитию художественного вкуса подростков;
- воспитывать толерантное отношение детей друг к другу во время работы в группе.
Оборудование:
мультимедийная установка, презентация.
Ход урока:
I
.
Организационный момент.
Учитель:
Другое о педагогике:
Игровые методы при изучении новой лексики
Игровые формы занятий наиболее эффективны при изучении новой лексики. Рассмотрим несколько примеров дидактических игр применяемых на уроках английского языка. При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word ...
Коррекционная работа по формированию связной
монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития
Особенности работы по формированию связной монологической речи на занятиях по картинам обуславливались спецификой этого вида обучения рассказыванию. С одной стороны, наглядные образы картины облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз – высказываний, с другой – при составлении связного расск ...
Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и
навыков учащихся 2-3-х классов
Работу над созданием теста начинала с разработки плана теста, анализа программного содержания образования по учебным предметам. Затем разрабатывала перечень задач, которые ставятся перед тестированием. Второй этап при разработке тестов – составление и подбор заданий. Количество предлагаемых заданий ...