Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития

Педагогическая теория » Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития вебрально-коммуникационными методами » Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития

Страница 1

Особенности работы по формированию связной монологической речи на занятиях по картинам обуславливались спецификой этого вида обучения рассказыванию. С одной стороны, наглядные образы картины облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз – высказываний, с другой – при составлении связного рассказа по картине отсутствует опора на готовый языковой материал и определяемую сюжетом последовательность событий.

Обучение детей рассказыванию по картинам мы начинали после проведения серии занятий по описанию предметов и пересказу литературных произведений, который проводился с использованием иллюстрации. При передаче внешнего облика персонажей картины, предметов окружающей их обстановки дети могли использовать навыки, полученные ими на занятиях по описанию конкретных предметов и игрушек, а также языковые средства образной характеристики, усвоенные на занятиях по пересказу.

Рассказыванию по сюжетным картинам предшествовала специальная подготовительная работа. Она состояла из упражнений в составлении предложений по отдельным сюжетным картинам с изображением простых действий. Такие упражнения проводились либо на специальных занятиях, либо включались в другие занятия.

Для упражнений использовались сюжетные картинки двух видов. К первому виду мы отнесли картинки, где можно было выделить субъект и выполненное им действие. Например: а) Мальчик бегает, Самолёт летит; б) субъект – действие – объект (Девочка читает книгу).

Картинки, которые мы условно отнесли ко второму виду, содержат изображения одного или нескольких персонажей и чётко обозначенного места действия.

По картинкам дети учились составлять предложения следующей структуры: субъект действия – действие – место действия / орудие действия. Например: Ребята играют в песочнице. Девочка катается с горки на санках.

Занятия по обучению рассказыванию по картине, направленные на формирование связной монологической речи детей, проводились в следующей последовательности.

Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах общего, знакомого детям сюжета. К таким картинам относятся: «Летом в парке», «Зимние развлечения» из серии «Времена года» (под редакцией А.Н. Ероховой, О.И. Соловьевой) и др. Многофигурные, многоплановые картины дают возможность составления коротких законченных рассказов первоначально по отдельным фрагментам. Это облегчат детям задач последующего составления связного рассказа по картине в целом.

Составление рассказов – описание по сюжетным картинам, где на первый план выступает изображение места действия, обстановки, предметов, события, определяющих тематику картины. Например: «Ледоход», «Мост через реку» из тематической серии (О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой). При работе с этим видом картин задачи усложняются. Для составления рассказа детям необходимо установить связь между предметами изображенной обстановки и персонажами картины, понять действие персонажей.

Рассказывание по сериям сюжетных картин с последовательным использованием серии картин, достаточно подробно изображающих развитие сюжета: а) серии картин (не более 3-4), изображающих отдельные и ключевые моменты действия; б) серии картин с пропуском какого-либо звена. Например: использованием серии картин по сюжетам В.Г. Сутеева.

Составление рассказа по отдельной сюжетной картине с домысливанием и воспроизведением событий, предшествующих изображенному на картине и последующих.

Описание пейзажной картины (картины «Зима», «Весна» из картинного материала В.А. Езикеевой).

Каждый из пяти разделов обучения включало от 3 до 6 занятий с использованием 2 – 4 картин одного вида. Такое построение системы обучения с последовательным использованием нескольких картин одного вида, на наш взгляд, способствует более прочному овладению детьми навыками рассказывания, а также практическому усвоению определенных грамматических форм и синтаксических конструкций.

Несмотря на особенности каждого вида занятий, определяемые спецификой наглядного материала, все они включали ряд общих элементов. Проводилась подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение и пересказ литературных произведений по соответствующей теме), разбор содержания картины, обучение детей составлению рассказа и анализа детских рассказов.

В задачи разбора содержания картины входило: определение места и времени изображенного действия; выделение и характеристика действующих лиц и наиболее существенных предметов окружающей обстановки. Дети должны были разобраться во взаимоотношениях персонажей, уяснить пространственные, атрибутивные и другие соотношения предметов. При разборе картин 2-4-го видов детям необходимо было понять и воспроизвести в своих ответах изображенные события в их временной и причинно – следственной взаимосвязи. С учетом особенностей детей этой работе уделялось большое внимание.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Становление и развитие детского движения в 20–30-х гг. ХХ в
социальный педагогический беспризорность пионерский Воспитанию социальной активности детей в начале 20-х гг. способствовало пионерское движение. Это было время сложного противоречивого процесса его организационного оформления. В центре внимания первых теоретиков и практиков детского коммунистическо ...

Создание предметно – развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования трактуют понятие "Предметная развивающая среда" как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержа ...

Система креативного образования и формирование творческих качеств личности
Перед казахстанскими школами стоит задача обеспечить такое образование, которое гарантирует выпускнику социальную устойчивость и мобильность, условия для его самоопределения и саморазвития. Эти социальные требования обусловили глубокие качественные изменения в школьном образовании, направленные на ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru