Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития

Педагогическая теория » Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития вебрально-коммуникационными методами » Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития

Страница 1

Особенности работы по формированию связной монологической речи на занятиях по картинам обуславливались спецификой этого вида обучения рассказыванию. С одной стороны, наглядные образы картины облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз – высказываний, с другой – при составлении связного рассказа по картине отсутствует опора на готовый языковой материал и определяемую сюжетом последовательность событий.

Обучение детей рассказыванию по картинам мы начинали после проведения серии занятий по описанию предметов и пересказу литературных произведений, который проводился с использованием иллюстрации. При передаче внешнего облика персонажей картины, предметов окружающей их обстановки дети могли использовать навыки, полученные ими на занятиях по описанию конкретных предметов и игрушек, а также языковые средства образной характеристики, усвоенные на занятиях по пересказу.

Рассказыванию по сюжетным картинам предшествовала специальная подготовительная работа. Она состояла из упражнений в составлении предложений по отдельным сюжетным картинам с изображением простых действий. Такие упражнения проводились либо на специальных занятиях, либо включались в другие занятия.

Для упражнений использовались сюжетные картинки двух видов. К первому виду мы отнесли картинки, где можно было выделить субъект и выполненное им действие. Например: а) Мальчик бегает, Самолёт летит; б) субъект – действие – объект (Девочка читает книгу).

Картинки, которые мы условно отнесли ко второму виду, содержат изображения одного или нескольких персонажей и чётко обозначенного места действия.

По картинкам дети учились составлять предложения следующей структуры: субъект действия – действие – место действия / орудие действия. Например: Ребята играют в песочнице. Девочка катается с горки на санках.

Занятия по обучению рассказыванию по картине, направленные на формирование связной монологической речи детей, проводились в следующей последовательности.

Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах общего, знакомого детям сюжета. К таким картинам относятся: «Летом в парке», «Зимние развлечения» из серии «Времена года» (под редакцией А.Н. Ероховой, О.И. Соловьевой) и др. Многофигурные, многоплановые картины дают возможность составления коротких законченных рассказов первоначально по отдельным фрагментам. Это облегчат детям задач последующего составления связного рассказа по картине в целом.

Составление рассказов – описание по сюжетным картинам, где на первый план выступает изображение места действия, обстановки, предметов, события, определяющих тематику картины. Например: «Ледоход», «Мост через реку» из тематической серии (О.И. Соловьевой, В.А. Езикеевой). При работе с этим видом картин задачи усложняются. Для составления рассказа детям необходимо установить связь между предметами изображенной обстановки и персонажами картины, понять действие персонажей.

Рассказывание по сериям сюжетных картин с последовательным использованием серии картин, достаточно подробно изображающих развитие сюжета: а) серии картин (не более 3-4), изображающих отдельные и ключевые моменты действия; б) серии картин с пропуском какого-либо звена. Например: использованием серии картин по сюжетам В.Г. Сутеева.

Составление рассказа по отдельной сюжетной картине с домысливанием и воспроизведением событий, предшествующих изображенному на картине и последующих.

Описание пейзажной картины (картины «Зима», «Весна» из картинного материала В.А. Езикеевой).

Каждый из пяти разделов обучения включало от 3 до 6 занятий с использованием 2 – 4 картин одного вида. Такое построение системы обучения с последовательным использованием нескольких картин одного вида, на наш взгляд, способствует более прочному овладению детьми навыками рассказывания, а также практическому усвоению определенных грамматических форм и синтаксических конструкций.

Несмотря на особенности каждого вида занятий, определяемые спецификой наглядного материала, все они включали ряд общих элементов. Проводилась подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение и пересказ литературных произведений по соответствующей теме), разбор содержания картины, обучение детей составлению рассказа и анализа детских рассказов.

В задачи разбора содержания картины входило: определение места и времени изображенного действия; выделение и характеристика действующих лиц и наиболее существенных предметов окружающей обстановки. Дети должны были разобраться во взаимоотношениях персонажей, уяснить пространственные, атрибутивные и другие соотношения предметов. При разборе картин 2-4-го видов детям необходимо было понять и воспроизвести в своих ответах изображенные события в их временной и причинно – следственной взаимосвязи. С учетом особенностей детей этой работе уделялось большое внимание.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Походы и экскурсии
Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагоги ...

Общее понятие экологической этики
Экологическую этику можно представить в виде особых, создаваемых человеком сдерживающих моральных клапанов. Они будят совесть человека, мешают ему уничтожать природу, напоминая, что так поступать неправильно. По подсчетам ученых, человек представляет на Земле только один вид из примерно 4-40 млн. в ...

Психологический аспект преподавания сольфеджио: особенности детской психологии и мышления и их влияние на процесс обучения
сольфеджио преподавание урок музыкальный Как правило, в ДМШ дети поступают в том же возрасте, в котором идут в общеобразовательную школу – с 6–7 лет, хотя прием в первый класс духового отделения (в связи со спецификой игры на данных инструментах, требующей большей физической подготовки) ведется сре ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru