Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития

Педагогическая теория » Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития вебрально-коммуникационными методами » Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у шестилетних детей с задержкой психического развития

Страница 2

При обучении детей составлению рассказа использовались следующие основные методические приемы: образец рассказа по картине или отдельной ее части; наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказов по фрагментам картины, коллективное составление рассказа детьми. Для развития направленного восприятия речи педагога, логического мышления, формирования смысловых, понятийных обобщений использовались дополнительные методические приемы, рекомендуемые в современной литературе: прием совместных действий, придумывание названия к картине, использование жизненных впечатлений детей, связанных с изображенными на картине событиями.

В процессе занятий было установлено, что переход от описания картины в форме отдельных высказываний к составлению связного, последовательного, логически законченного рассказа представляет большие трудности для детей с задержкой психического развития. С учетом этого обучение связному рассказу по картине строилось следующим образом. Вначале дети упражнялись в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам.

Во время работы по картинам второго вида и позднее большое внимание уделялось развитию у детей навыков планирования рассказа. На начальном этапе проводилось коллективное составление плана будущего рассказа. Детям задавались вспомогательные вопросы: «О чем мы будем говорить вначале?», «О чем нужно сказать дальше?», «Чем мы закончим рассказ?», с указанием на соответствующие фрагменты картины. Затем преподаватель на основе высказываний детей составлял единый план.

В целях более успешного овладения детьми навыками связного последовательного изложения применялись и некоторые другие приемы. Например, один ребенок составлял рассказ по плану педагога, а другой по ходу рассказа указывал на пропуски и ошибки в последовательности изложения. Использовались различные игровые приемы, способствующие активизации внимания, восприятия, зрительной памяти, что имеет существенное значение в процессе обучения рассказыванию по картине.

В числе таких приемов были:

игра – упражнение «Кто больше увидит?» (дети называют изображенные на картине предметы указанного цвета и назначения, сделанные из того или иного материала). Цель игры: развивать у детей внимание, формировать умение описывать предметы указанного цвета и назначения.

Игра – «Кто лучше запомнит» (дети должны вспомнить какие действия выполняют различные персонажи картины). Цель игры: развивать у детей память, формировать воспроизведение действий, выполняемых различными персонажами картин.

Игра – упражнение «Кто самый внимательный» (используя картину, дети поочередно заканчивают предложения, начатые логопедом, нужным по смыслу словом). Цель игры: формировать связные речевые высказывания, развивать логическое мышление, умение творчески закончить предложения с опорой на предметные картинки.

Работа с картинами проводилась по подгруппам, организуемым в зависимости от уровня сформированности у детей связной фразовой речи, навыков рассказывания, степени выраженности аграмматизмов, что во многом определялось клинической формой речевого нарушения (различные формы дизартрии) и дифференцировались по числу занятий с картиной, соотношению структурных элементов занятия вспомогательным приемам обучения рассказыванию.

Остановимся на некоторых особенностях построения занятий по многофигурной многоплановой картинке.

По каждой картине проводилось два-три занятия. Первое посвящалось разбору содержания картины и проходило в вопросно – ответной форме. На втором занятии дети переходили к описанию отдельных фрагментов картины. Первоначально такое описание состояло из 2-3 простых предложений типа субъект – предикат-место/орудие действия. Например: Ребята катаются на лыжах. Они катаются с горки. Один мальчик упал в снег. Затем дети переходили к составлению более развернутого описания – из4-5 предложений – в виде небольшого рассказа, включающего характеристику персонажей. Например: Две девочки и мальчик катаются на коньках. Девочки одеты в куртки. У одной девочки куртка зеленая, а у другой – ораньжевая. Мальчик взял с собой на каток собаку. Она побежала по льду и упала.

Работая с первыми (одной – двумя) картинами, дети учились составлять рассказ, отвечая на вопросы педагога, затем, когда же был накоплен некоторый опыт, они делали это самостоятельно, по предваряющему плану педагога. Заключительная часть занятий по каждой многофигурной картине отводилось на составление связного рассказа по всей картине или по двум – трем фрагментам, в зависимости от состава подгруппы. В ряде случаев детям предлагались не сложные задания творческого характера, например: придумать, что предшествовало действию изображенному на картине, или что последовало за ним. При анализе составленных детьми рассказов обращалось внимание на ошибки в передаче содержания, в последовательности изложения, в употреблении отдельных слов и построении фраз – высказываний.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Возрастные особенности подростков 10-12 лет
учебный тренировочный футболист физический Каждому возрастному периоду свойственны определенные особенности роста и развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Они определяют функциональное состояние этих систем, характер реакций на различные факторы внешней среды. Исход ...

Вокальная импровизация на уроке музыки
При освоении музыкального фольклора используются различные формы, стимулирующие творческую инициативу детей. Так в процессе певческого освоения фольклора одной из основных задач является воспитание умения создавать варианты из известных заданных элементов, «комбинировать старое в новые сочетания». ...

Классификация вопросов анкеты
Вопросы о фактах отражают действия людей в настоящем и в прошлом, а также результаты этих действий (например, участие в соревнованиях и показанные результаты). С помощью вопросов о фактах можно получить так называемую событийную информацию (В.А. Ядов, 1968), основанную на том, что знает и помнит ре ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru