Система креативного образования и формирование творческих качеств личности

Страница 1

Перед казахстанскими школами стоит задача обеспечить такое образование, которое гарантирует выпускнику социальную устойчивость и мобильность, условия для его самоопределения и саморазвития. Эти социальные требования обусловили глубокие качественные изменения в школьном образовании, направленные на реализацию личностно-ориентированной образовательной парадигмы. Концепция перспективного развития школы ориентирована на переход от образования как передачи ученику определенной суммы знаний к продуктивному образованию.

Продуктивное образование обусловливает приоритет самостоятельной учебной деятельности учащегося перед управляющей ролью учителя, так как эффективное владение иностранным языком предполагает, прежде всего, умение самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и постоянно пополнять свои знания, совершенствовать умения, развивать коммуникативную и информационную культуру .

Креативность от латинского creatio созидание, сотворение – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Креативность это ключ к будущему. Весь прогресс является результатом нахождения новых, зачастую неожиданных, более эффективных, простых и быстрых методов решения каких-либо проблем. А это требует непрерывно совершенствования творческих навыков.

Креативные качества обеспечивают создание субъективно или объективно нового образовательного продукта. Креативные качества – это эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность, мечтательность, инициативность, неординарность, нестандартность, способность к генерации идей, применение к решению проблемы различных средств, методов, поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики развития, формулирование гипотез, конструирование закономерностей, формул, теорий.

Оргдеятельностные качества проявляются при организации познания и творчества, включают в себя: умение ставить и достигать цель, планировать деятельность, корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и самооценку; способность взаимодействовать с другими субъектами образования и окружающим миром, умение вести спор; способность организовывать творчество других, совместное познание и генерация идей.

В образовательном процессе следует выявлять и развивать все группы качеств, как креативные, так и когнитивные.

Личностные качества выступают ориентиром при формулировании образовательных целей как в глобальном масштабе, так и в частном, применительно к изучаемым дисциплинам, спецкурсам, отдельным разделам, темам.

Творческое развитие личности эффективно осуществляется в рамках целостной системы. Только непрерывное, систематическое взаимодействие педагога и обучающегося способствует успешной активизации творческой деятельности. В свою очередь, творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами. Творчество при доминировании в процессе мышления проявляется как воображение. Будучи компонентом цели и способа деятельности, оно поднимает до уровня творческой деятельности как обязательного условия мастерства и инициативы.

В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную – чему учить, процессуальную – как обучать, мотивационную – как активизировать деятельность учащихся и организационную стороны – как структурировать деятельность преподавателя и обучающихся. Каждой из этих сторон соответствуют ряд концепции. Так, содержательной стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц. Процессуальной стороне – концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения. Организационной стороне – идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, «погружения» в учебный предмет, концентрированного обучения. Мотивационной – концепции мотивированного обеспечения учебного процесса, формирование познавательных интересов.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Трудности школьной адаптации
Понятие "школьная дезадаптация" стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности затруднения в учебе, конфликты с одноклассника ...

Варианты типовых анкет
Содержание и форма анкет определяются задачами исследования и условиями, в которых предполагается проводить анкетирование. Типовая анкета для опроса участников международных соревнований имеет следующий вид (разработана в ЦНИИФКе; приводится с некоторыми изменениями в соответствии с современными по ...

Что такое метод проектов
В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодейст­вие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru