Система креативного образования и формирование творческих качеств личности

Страница 3

Радіальна діаграма

Схема 1 – Методы организации творческой деятельности учеников

Одной из ведущих черт признается открытость, готовность к восприятию нового и стремление к исследованию проблемы и поиску решения. Закрытость накладывает ограничения на процесс творчества необычные идеи отвергаются как невозможные.

Открытость позволяет более полно использовать имеющуюся в распоряжении информацию, расширяя область поиска решения. Она связана также с гибкостью мышления, обеспечивающей свободу в переносе опыта и знаний в новые ситуации. Важной чертой является возможность действовать в условиях неопределенности. Гипотезам и догадкам присуща доля неопределенности, которая устраняется по мере их разработки, приводя к переопределению проблемы. Для творческой личности характерно также стремление докапываться до сути проблемы, выяснять истинные причины явлений.

Однако креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому для педагога все дети должны быть потенциально креативными, важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее. Но мало выявить креатив ребенка, еще и среда, в которой их креативность могла бы проявиться, должна обладать высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью, то есть богатством возможностей. Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Творческая креативность порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество есть часть всего нашего существа, нашего тела, разума, эмоции, духа. Когда мы соприкасаемся со своей творческой сущностью, мы одновременно соприкасаемся с универсальным источником энергии. Так, К. Роджерс говорил: «Основной источник творчества проявляет себя также, как и та тенденция, которую мы обнаруживаем настолько глубоко, как целебную силу – тенденцию человека стать тем, что заложено в его потенциальности». Творчество является тем мостиком, через который проходят эмоционально-эстетическая реакция от восприятия к воспроизведению и закрепляются как личностные новообразования.

Многие люди, в силу их традиционной системы обучения, тяготеют к аналитическому мышлению. Лишь немногие, используя латеральные приемы, вводят в действие креативные процедуры. Вместе с тем, почти все люди, так или иначе, используют в своей практической деятельности интуицию и рефлексию. Креативное мышление сдерживается самими субъектами деятельности: люди сами ставят себе мыслительные барьеры – стараются все делать с опорой на сознание; многие искренне уверуют в том, что всегда есть только одно правильное решение, отсюда они тяготеют к таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация; люди всегда ожидают конкретных «указаний», «рецептов», ответов.

Способность к креативному мышлению не является мистической способностью лишь отдельных людей. Различные исследования и наблюдения за деятельностью учеников показали, что креативные способности можно развить путем тренировки быстроты, гибкости и прогностичности ума.

Креативное мышление предполагает прокладку новых путей к цели, которые раньше были неизвестны субъекту деятельности. Эти пути могут быть сотканы из совершенно новых элементов мысли, а также собраны в обновленных цепочках из уже встречавшихся структур. Креативное мышление предполагает умственную концентрацию на проблеме и сосредоточение на ней интеллектуальных усилий.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Программирование на языке Object Pascal
В данном параграфе рассматривается язык Object Pascal, используемый в системе визуального программирования Delphi фирмы Borland. Object Pascal обеспечивает значительно более высокую скорость разработки программ за счет обнаружения на этапе компиляции программы ряда ошибок, которые компилятор языка ...

Основы и методы сюжетного рисования у старших дошкольников
При обучении страших дошкольников сюжетному рисованию необходимо: - разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу; - научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, накло ...

Особенности включения музыкальных инструментов в процесс музицирования
Существует мнение, что использование инструментов и особенно заданий по музицированию вносит в урок неорганизованность, хаос звуков, отвлекает учащихся от грамотного и эмоционального исполнения, от восприятия музыки. Если учитель впервые начинает вводить инструменты лишь во втором или третьем класс ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru