Разработка серии уроков в начальной школе с использованием метода проектов

Педагогическая теория » Использование метода проектов на уроках в начальной школе » Разработка серии уроков в начальной школе с использованием метода проектов

Страница 13

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке на примере творчества В.Я. Брюсова мы познакомились с принципами символизма, созданными старшими символистами. Сегодня же вас ждет встреча с одним из самых загадочных поэтов 20 века, младосимволистом, А.А. Блоком. Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Открой мои книги…». Творчество А.А. Блока».

II

. Изучение нового материала.

Учитель:

Так сложилось, что с древних времен жизнь лирического поэта сопровождают легенды, и это не случайно. Если в эпическом произведении нам интересен мир, воссозданный автором, то в лирике на первый план выступает отношение автора к этому миру. К тому же тайна творчества часто заложена в самой личности поэта, его биографии. Отсюда необходимость обращения к биографии Блока.

Жизнь Блока на редкость небогата внешними событиями. Он часами пропадал в лавках букинистов, бродил по окраинам Петербурга, ходил в театры и кинематограф, вел и выслушивал бесконечные интеллигентские разговоры на «вечные» темы, влюблялся в актрис и писал стихи – вот как будто и все «тихое сумасшествие» его дня. Романтические случайности словно избегали поэта. Дважды должен был драться на дуэли, но обе дуэли не состоялись. Живя в эпоху революций и, более того, в городе, где они совершались, Блок не сражался на баррикадах, а будучи современником трех войн, - ни разу не участвовал в бою. Все так. А между тем, есть ли в 20 веке другой русский поэт, который бы жил жизнью более интенсивной, чем Блок, жизненный путь которого больше бы говорил уму и сердцу современного человека, чем путь А. Блока. Трудно назвать другого поэта, который с такой смелостью сумел заглянуть в свою душу и в котором служение духу в такой мере сочеталось бы с врожденным чувством справедливости и благородством.

Внешнее однообразие жизни Блока только сильнее подчеркивает загадочность его личности. Очень хорошо сказал об этом сразу после смерти Блока Ю.Тынянов: «Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально» .

Перед вами портреты А.А. Блока. Вглядитесь в черты поэта. А что говорят портреты вам?.

Ученик:

Чувственность, благородство, утонченность, отрешенность…

Учитель:

Вам интересен этот человек, который так пристально вглядывается в нас?

(Ответы детей).

Учитель:

Нам будет легче понять лирику Блока, так как мы с вами хотя бы слегка погрузились в историческую эпоху, в которую жил и творил Александр Александрович Блок. Взгляните на дату рождения поэта – 1880 год. Период его взросления совпал с «сумерками века». Какое бы печальное событие не становилось предметом разговора, кто-то непременно произносил: «конец века». Это выражение как бы объясняло все многочисленные признаки пессимизма и безыдейности.

Как жить? Во что верить? Где найти применение своей душе? Каждый по-своему пытался выбраться из хаоса жизни. В поэзии в это время на смену энергичным гражданским стихам Некрасова пришли бессильные стоны. Это были исповеди одиноких, уставших от жизни людей. Именно в таком русле появились первые стихи поэтов-символистов,

зачинателей серебряного века русской поэзии . Свой поэтический путь Блок начал как символист.

Итак, на смену традиционной поэтике пришла нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность. Эта невнятность, отсутствие четкой психологической мотивировки возмущали людей старшего поколения, в частности Л. Толстого. «Кто вышел, кто пришел, кто умер?» - восклицает он по поводу одного стихотворения поэта-символиста. Что-то вроде этого, наверное, он сказал бы, попадись ему на глаза строки Блока, тогда ещё не написанные:

Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко,

Какою-то мечтой горела голова…

Итак, поэзия символистов – это криптография, тайнопись, понятная только посвященным. Давайте с вами попытаемся постичь тайну поэзии А. Блока и вооружимся для этого вечными орудиями познания: любовью и пытливым беспристрастием.

III

. Изучение стихотворений А.А. Блока.

Учитель:

Изучение стихотворений А.А. Блока мы начнем с чтения стихотворения «Глушь родного леса…» .

(Чтение стихотворения учителем).

Учитель:

Глушь родного леса,

Желтые листы.

Яркая завеса

Поздней красоты.

Замерли далече

Поздние слова.

Отзвучали речи –

Память все жива.

А. Блок. 1901 г.

Учитель:

Ребята, о чем это стихотворение – о природе или человеческих отношениях?

Ученик:

Это стихотворение о природе.

Учитель:

Почему в I строфе нет ни одного глагола? Какой это тип речи?

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Другое о педагогике:

Игры и упражнения, применяемые для развития словаря детей
Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Прежде че ...

Эффективность реализации мероприятий по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения
Разработка мероприятий по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» является необходимым условием выполнения ведущей миссии учреждения дополнительного образования - развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, способствующего ...

Комплект презентаций к лекциям
1. Обзор программного обеспечения для создания презентаций При изложении лекционного материала по дисциплине «Формообразование» преподавателю для повышения эффективности восприятия учебного материала необходимо использовать достаточное количество примеров (иллюстраций), подкрепляющих и раскрывающих ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru