Разработка серии уроков в начальной школе с использованием метода проектов

Педагогическая теория » Использование метода проектов на уроках в начальной школе » Разработка серии уроков в начальной школе с использованием метода проектов

Страница 13

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке на примере творчества В.Я. Брюсова мы познакомились с принципами символизма, созданными старшими символистами. Сегодня же вас ждет встреча с одним из самых загадочных поэтов 20 века, младосимволистом, А.А. Блоком. Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Открой мои книги…». Творчество А.А. Блока».

II

. Изучение нового материала.

Учитель:

Так сложилось, что с древних времен жизнь лирического поэта сопровождают легенды, и это не случайно. Если в эпическом произведении нам интересен мир, воссозданный автором, то в лирике на первый план выступает отношение автора к этому миру. К тому же тайна творчества часто заложена в самой личности поэта, его биографии. Отсюда необходимость обращения к биографии Блока.

Жизнь Блока на редкость небогата внешними событиями. Он часами пропадал в лавках букинистов, бродил по окраинам Петербурга, ходил в театры и кинематограф, вел и выслушивал бесконечные интеллигентские разговоры на «вечные» темы, влюблялся в актрис и писал стихи – вот как будто и все «тихое сумасшествие» его дня. Романтические случайности словно избегали поэта. Дважды должен был драться на дуэли, но обе дуэли не состоялись. Живя в эпоху революций и, более того, в городе, где они совершались, Блок не сражался на баррикадах, а будучи современником трех войн, - ни разу не участвовал в бою. Все так. А между тем, есть ли в 20 веке другой русский поэт, который бы жил жизнью более интенсивной, чем Блок, жизненный путь которого больше бы говорил уму и сердцу современного человека, чем путь А. Блока. Трудно назвать другого поэта, который с такой смелостью сумел заглянуть в свою душу и в котором служение духу в такой мере сочеталось бы с врожденным чувством справедливости и благородством.

Внешнее однообразие жизни Блока только сильнее подчеркивает загадочность его личности. Очень хорошо сказал об этом сразу после смерти Блока Ю.Тынянов: «Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петербурга. Но во всей России знают Блока как человека, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствует, что знает его досконально» .

Перед вами портреты А.А. Блока. Вглядитесь в черты поэта. А что говорят портреты вам?.

Ученик:

Чувственность, благородство, утонченность, отрешенность…

Учитель:

Вам интересен этот человек, который так пристально вглядывается в нас?

(Ответы детей).

Учитель:

Нам будет легче понять лирику Блока, так как мы с вами хотя бы слегка погрузились в историческую эпоху, в которую жил и творил Александр Александрович Блок. Взгляните на дату рождения поэта – 1880 год. Период его взросления совпал с «сумерками века». Какое бы печальное событие не становилось предметом разговора, кто-то непременно произносил: «конец века». Это выражение как бы объясняло все многочисленные признаки пессимизма и безыдейности.

Как жить? Во что верить? Где найти применение своей душе? Каждый по-своему пытался выбраться из хаоса жизни. В поэзии в это время на смену энергичным гражданским стихам Некрасова пришли бессильные стоны. Это были исповеди одиноких, уставших от жизни людей. Именно в таком русле появились первые стихи поэтов-символистов,

зачинателей серебряного века русской поэзии . Свой поэтический путь Блок начал как символист.

Итак, на смену традиционной поэтике пришла нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность. Эта невнятность, отсутствие четкой психологической мотивировки возмущали людей старшего поколения, в частности Л. Толстого. «Кто вышел, кто пришел, кто умер?» - восклицает он по поводу одного стихотворения поэта-символиста. Что-то вроде этого, наверное, он сказал бы, попадись ему на глаза строки Блока, тогда ещё не написанные:

Вздыхал о чем-то я, чего-то было жалко,

Какою-то мечтой горела голова…

Итак, поэзия символистов – это криптография, тайнопись, понятная только посвященным. Давайте с вами попытаемся постичь тайну поэзии А. Блока и вооружимся для этого вечными орудиями познания: любовью и пытливым беспристрастием.

III

. Изучение стихотворений А.А. Блока.

Учитель:

Изучение стихотворений А.А. Блока мы начнем с чтения стихотворения «Глушь родного леса…» .

(Чтение стихотворения учителем).

Учитель:

Глушь родного леса,

Желтые листы.

Яркая завеса

Поздней красоты.

Замерли далече

Поздние слова.

Отзвучали речи –

Память все жива.

А. Блок. 1901 г.

Учитель:

Ребята, о чем это стихотворение – о природе или человеческих отношениях?

Ученик:

Это стихотворение о природе.

Учитель:

Почему в I строфе нет ни одного глагола? Какой это тип речи?

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Другое о педагогике:

Становление и развитие детского движения в 20–30-х гг. ХХ в
социальный педагогический беспризорность пионерский Воспитанию социальной активности детей в начале 20-х гг. способствовало пионерское движение. Это было время сложного противоречивого процесса его организационного оформления. В центре внимания первых теоретиков и практиков детского коммунистическо ...

Методика обучения гимнастическим упражнениям
1 класс: В школьной программе для I класса ведущим разделом является гимнастика, включающая строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения с мячами, упражнения в лазанье, танцевальные упражнения, акробатические упражнения, лыжную подготовку, подвижные игры. ...

Теоретические основы формирующего эксперимента
связная речь дошкольник ребенок задержка развитие Работа по коррекции нарушений речи у дошкольников с задержкой психического развития основывается на следующих теоретических положениях и принципах. В структуре речевого расстройства детей с задержкой психического развития первичным является семантич ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru