Да, действительно. Думаю, вы согласитесь с тем, что в стихотворении все необычно, не укладывается в привычные рамки. «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц обнаженный», «звуки ластятся»… Бред, абсурд!!!
Но, взглянув на картины Марка Шагала, кубические лица Пикассо (Слайд 4), или неопределенные фигуры Врубеля, - увидим, что само искусство было таким – абсурдным, бредовым, но не лишенным смысла. Это эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве. И в литературе Валерий Яковлевич Брюсов находит свой путь – символизм. Именно он является автором данного стихотворения. Валерий Яковлевич Брюсов - один из самых ярких представителей Серебряного века.
Кто же такой Валерий Брюсов? Давайте послушаем сообщение о его жизни и творчестве, подготовленное вашей одноклассницей.
(Сообщение ученицы о жизни и творчестве В.Я. Брюсова).
Ученица:
Валерий Яковлевич Брюсов - первый русский символист, личность просто уникальная. «Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в душе моей», - писал поэт. Человек энциклопедически образованный, умевший с трех лет читать, в 11 лет, обладая редкой памятью, мог почти дословно пересказать не только любимые произведения Эдгара По, Жюля Верна, но философские размышления Дарвина, Лапласа, Канта. С 1921 года - он во главе по его инициативе созданного Высшего литературно-художественного института, где преподает историю греческой, римской, русской литературы, грамматику индоевропейских языков и … историю математики. Масштабы его интеллектуальной деятельности исполинские. Жажда творчества неутомима.
В 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», в которые включает собственные переводы французских символистов, свои стихи и стихи начинающих поэтов. Именно с этого времени он заявил о себе не только как о поэте – символисте, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения.
Учитель:
Спасибо большое за интересную информацию. Итак, цель нашего урока – анализируя поэтические произведения В. Я. Брюсова, выявить основные черты символизма в его творчестве.
III. Анализ признаков символизма.
Учитель:
Давайте сейчас вновь обратимся к ранее прочитанному стихотворению (название стихотворения учащимся не объявляется). Вам нужно прочитать это стихотворение и попробовать написать комментарий к данному произведению, стараясь понять, что пытается донести до читателя автор.
(Ученики зачитывают свои комментарии).
Учитель:
Стихотворение возмутило читателей того времени кажущейся бессмысленностью. Философ и поэт Владимир Соловьев написал пародию, где высмеивал «двойную луну». Публиковались толковые комментарии к этому стихотворению: «Тени домашних пальм-латаний (заготовки для лаптей) отражается в блестящих, как эмаль, кафелях печи, за большим фонарем напротив окна, напоминающим лазоревую луну, видно небо, где восходит уже настоящий месяц».
Ребята, как, по вашему мнению, может называться данное стихотворение?
Ученик:
«Несозданные созданья», «Тайны созданных созданий».
Учитель:
Все, казалось бы, понятно, но поэт дает особое название стихотворению – «Творчество». Значит, автор показал процесс творчества, раскрыл тайну «созданных созданий». Давайте попробуем это доказать. Сейчас попробуйте выписать из стихотворения слова и словосочетания, обозначающие путь создания творения.
(Ученики зачитывают свои варианты).
Ученик:
«Несозданные создания»
«Колыхаются во сне»
«Чертят во сне»
«Звонко-звучно»
«Вырастают словно блестки»
«Звуки ластятся»
«Звуки реют»
«Созданные создания»
Итак, вы записывали комментарий к стихотворению после первого его прочтения. Сейчас попробуйте вновь написать небольшой комментарий с учетом проведенного совместно с учителем анализа.
(Ученики зачитывают свои комментарии).
Ученик:
«В полутемной комнате все преображается в ожидании вдохновения. Творцу-поэту за обычным окружающим миром видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы, делая мир странным, совсем не похожим на привычный».
Учитель:
«Создания искусства, - писал Брюсов, - это приотворенные двери в Вечность». Мы подошли к одному из основных признаков символизма – двоемирию. Как вы поняли, что такое двоемирие?.
Ученик:
В поэзии существует два мира: мир - реальный, земной, и мир - инобытия, высший, совершенный. Поэтическое творение – это едва уловимое, навеянное иным, другим миром поэту.
Учитель:
Определив идейный замысел стихотворения, обратимся к изобразительно-выразительным средствам, с помощью которых автор создает художественные образы. Сейчас мы поделимся на 4 группы. Каждая группа должна найти в стихотворении оксюморон, олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты . Затем каждая группа зачитает свой анализ, и мы вместе запишем в тетрадь самые яркие средства выразительности.
Другое о педагогике:
Проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного
возраста
Необходимость рассмотрения проблемы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста вызвана низким уровнем общего функционального состояния их организма невысокой эффективностью организации их физического воспитания. В качестве первостепенной задачи определяется разработка концепции пр ...
Влияние занятий плаванием на детей младшего школьного
возраста
В плавании, как ни в одном виде спорта, мировые рекорды скорости и выносливости принадлежат юным, в большей степени это объясняется возрастными анатомо-физиологическими особенностями детей и подростков. Дети, в силу специфических особенностей растущего организма, особенно чувствительны физическому ...
Общее понятие экологической этики
Экологическую этику можно представить в виде особых, создаваемых человеком сдерживающих моральных клапанов. Они будят совесть человека, мешают ему уничтожать природу, напоминая, что так поступать неправильно. По подсчетам ученых, человек представляет на Земле только один вид из примерно 4-40 млн. в ...