Экологическую этику можно представить в виде особых, создаваемых человеком сдерживающих моральных клапанов. Они будят совесть человека, мешают ему уничтожать природу, напоминая, что так поступать неправильно.
По подсчетам ученых, человек представляет на Земле только один вид из примерно 4-40 млн. видов живых существ. И поэтому было бы не справедливым думать только о нуждах одного человека, забывая о его соседях на планете.
Экологическая этика учит, что не только к человеку, но и ко всем живым существам, а также к экосистемам и даже, как полагают некоторые экофилософы, участкам неживой природы нужно относиться как к моральному партнеру (субъекту), а не как к вещи.
Другими словами, экологическая этика открывает шлагбаум и включает в человеческое моральное сообщество всех больших и малых наших собратьев — белок, воробьев, китов, бабочек, микробов, а также дикую природу.
Сделать отношения с природой этичными — значит впустить в сферу нашей морали не только «себе подобных», например, высших животных, но и «во многом, а, то и во всем иных»
— растения, реки, горы, звезды и т.п. Растения, реки, горы, звезды — все это самодостаточно, ценно само по себе и само для себя и, следовательно, морально значимо. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в самой природеэтики не существует. То, что волк задрал козу.
— это не хорошо и не плохо. Экологическая этика существует только в моральных отношениях людей к природе, ее предмет — исследование этого морального отношения. Экологическая этика старается сделать так, чтобы живые существа, по возможности, меньше страдали и гибли по вине человека, особенно без серьезного на то морального обоснования. Однако экологическая этика не ставит своей целью уменьшение страданий и смертей живых существ из-за естественных причин.
Экологическая этика направляет природоохранные действия в двух направлениях: 1) люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ради нее самой; 2) эти действия совершаются из морального принципа, без каких-либо корыстных интересов человека, а то и ему во вред.
Таким образом, экологическая этика — это учение о моральных отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.
Другое о педагогике:
Психолого-возрастные особенности учащихся начальных классов
Младшим школьным принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам их обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется уклад его жиз ...
Реализация условий формирования культуры здоровья
детей дошкольного возраста в процессе сотрудничества педагогов и родителей
С целью повышения уровня культуры здоровья нами был поведён формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы. В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия: включение детей и их родителей в специальные занятия п ...
Социальный приют для детей и подростков «Ховрино»
Адрес: Район Ховрино, Зеленоградская улица, дом 35Б. Социальный приют для детей и подростков «Ховрино» можно охарактеризовать так: Оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в ...