На основе анализа научной литературы по проблеме исследования и результатов констатирующего этапа мы пришли к выводу, что развитие операций логического мышления у старших дошкольников будет эффективно осуществляться в процессе проведения дидактических игр. sub zero appliance repair San Jose
Цель формирующего этапа: апробировать педагогические условия, способствующие развитию операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
Определить условия для оптимального развития операций логического мышления.
Подобрать и провести дидактические игры, направленные на развитие операций логического мышления.
Работа по формированию операций логического мышления началась с отбора педагогических условий.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы носил комплексный характер. Под комплексным характером имеется в виду создание оптимальных педагогических условий для формирования операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, некоторые из этих условий учитывались, остальные разрабатывались детально.
Создание педагогических условий включает в себя:
1. Будет постепенно усложняться содержание и направленность игр: от анализа и синтеза как основы всех мыслительных операций к обобщению, сравнению, классификации;
2. Будет осуществляться развитие интереса к этому виду игр через подключение детей к созданию дидактического материала к играм, и совместного обсуждения педагогом с детьми правил игр и последовательности игровых действий;
3. Будет поощряться использование дидактических игр в свободной самостоятельной деятельности детей в условиях обогащения предметно – игровой среды.
Задания строились с учетом общедидактических принципов:
доступности осознанности и активности
систематичности и последовательности
усложнения материала
индивидуального подхода
В опытно – экспериментальной работе использовались дидактические игры Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко из сборника «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, А. К. Бондаренко, из сборника «Дидактические игры в детском саду», Л. Ю. Субботиной «Игры для развития и обучения», Л. Ф. Тихомировой «Развитие логического мышления».
Было определено место дидактической игры в режиме дня: в первой половине дня – в утренние часы и раз в неделю на занятиях; во второй половине дня – совместные игры с воспитателем, самостоятельная игровая деятельность детей.
Организация дидактических игр осуществлялась в следующих направлениях: подготовка к проведению дидактической игры и проведение.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
отбор игр в соответствии с задачами опытно-экспериментальной работы:
установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста
определение наиболее времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место было отведено в групповой комнате;
определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
подготовка к игре воспитателя: необходимо было изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включало в себя ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
Другое о педагогике:
Игры с использованием таблиц и планов
"Где стоит матрешка?" Цель: отработка форм, передающих пространственные значения (предлоги в и на для обозначения местонахождения, конструкция "что находится где?"), употребление придаточных определительных предложений с союзным словом который (-ая, - ое, - ые). Реквизит: рисуно ...
Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника
Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д. Можно выделить 3 ...
Природа, как педагогический аспект воспитания детей
В решении проблемы охраны природы исключительно важное значение имеет ее педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей высокой культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека должно фо ...