Развитие операций логического мышления в дидактических играх

Страница 2

Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают); показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза); подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов подчеркивалось, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры у детей спрашивали, понравилась ли им игра, и давалась установка на следующую игру, которая будет еще интересной. Дети обычно с нетерпением ждали следующего раза.

В дидактических играх применялись разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Во время проведения дидактических игр у детей поддерживалась увлеченность игровой задачей. Для этого педагог должен быть участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливалась, если дети сами были заинтересованы в выполнении правил и следили за этим.

При выполнении игровой задачи требовалось от детей полной самостоятельности, поэтому дети до начала игры должны были уяснить ее задачу и правила.

Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно было, чтобы за это время не снижалась умственная активность, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно было следить за этим в коллективных играх. Прежде чем начать игру, необходимо было вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это было достигнуто благодаря использованию в дидактических играх загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети играли накануне.

Уровень сформированности операций логического мышления, выявленный в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, позволил определить поэтапность проведения дидактических игр.

1-ый этап. Включал в себя дидактические игры на формирование таких операций логического мышления, как анализ, синтез и сравнение, так как они лежат в основе всех мыслительных операций, подводящих к сравнению, обобщению и классификации.

Планировалась целая группа игр, чтобы обеспечить постепенное усложнение материала. Цель подобранных игр: совершенствование операций анализа, синтеза и сравнения, обобщения, классификации.

Игры на анализ, синтез, сравнение, общение и классификацию чередовались, материал постепенно усложнялся.

В экспериментальной работе главное место отводилось обучающей деятельности, так как обучение представляет собой целенаправленный процесс формирования у детей определённого кругозора знаний и умений. При этом мы опирались на работы А.П.Усовой, Р.И.Жуковской, А.И.Сорокиной, Е.И.Родиной и других о том, что систематическое обучение детей интеллектуальному развитию повышает их готовность к приобретению нового опыта. Характер протекания любой деятельности зависит от того, чем эта деятельность побуждается, то есть от её мотивов.

У дошкольников, как указывает А.Н.Леонтьев, отсутствуют собственно учебные мотивы, умение детей должно опираться на их конкретную деятельность.

Игровая мотивация создаёт в ряде случаев наиболее благоприятные условия для закрепления знаний, навыков, отсюда учебная задача, поставленная в форме игры, становится понятной ребёнку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Анализ результатов исследования связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития
На фоне значительного отставания в развитие связной речи у детей с задержкой психического развития экспериментальной группы отмечались существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности. Сопоставление результатов выполнения заданий позволяет выделить две группы детей в завис ...

Прикладные аспекты экологической этики
Экологическая этика и красота Пропагандируемая экологической этикой идея уважения природы по новому заставляет нас относиться к красоте природы. С точки зрения экологической этики человек поступает неправильно, когда навязывает природе свое видение красоты, свой порядок и свои идеи. Некрасивые с то ...

Психологические основы дидактической системы К.Д. Ушинского
К.Д. Ушинский разработал цельную дидактическую систему. В этой системе важнейшее место отводилось положению о том, что психические качества человека формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. В ней раскрыты принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к ос ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru