Развитие операций логического мышления в дидактических играх

Страница 6

— Стол, стул, кровать, диван.

— Правильно Лена, но в игре нужно назвать только три слова.

«Цветы!»— произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Даниил отвечает: «Ромашка, роза, василек».

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

На последующем этапе мы усложнили этот вариант игры: во время одной игры мы меняли задание – то называли видовые понятия и дети должны были найти родовые, то называли родовые понятия, а дети указывали видовые.

Работа по развитию у детей операции сравнения велась в следующем направлении:

1 – ый этап. Умение выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим объектом.

Дети обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы дети смогли увидеть это множество свойств, они должны научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Заранее подбирая предметы для сравнения, мы постепенно учили детей видеть в них такие свойства, которые ранее были от них скрыты. Например, задан признак: «Найти все кислые». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».

Нами были проведены например, такие игры как: «Найди ошибки», цель: учить детей сравнивать рисунок и схему; «Разные дома» цель: учить сравнивать рисунок и очертание предмета; «Звезды на небе», цель: учить соотносить схематическое изображение предмета с художественным, познакомить с символикой некоторых созвездий; «Найди одинаковые предметы», цель: учить выявлять одинаковые свойства и признаки предмета;

Результаты констатирующего эксперимента указывают на низкий уровень сформированности обобщения. На основе операции синтеза изменяется характер обобщения. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию существенных для предмета признаков.

Уровень сформированности обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификация, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе вида родовых признаков.

Результаты констатирующего эксперимента указывают на низкий уровень сформированности обобщения. На основе операции синтеза изменяется характер обобщения. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию существенных для предмета признаков.

Уровень сформированности обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификация, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе вида родовых признаков.

Формирование умения классифицировать связано с усвоением обобщенных слов, расширения представлений об окружающем, умение выделять в предмете существенные признаки.

Ребенок лучше выделяет предметы, с которыми активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуда, одежда – отсюда определялась тематика игр.

Представления детей старшего дошкольного возраста об окружающем, легли в основу подбора дидактических игр. В соответствии с принципами усложнялся материал, и детям, с учетом индивидуальных особенностей, предлагались игры на дифференциацию смежных классификационных групп: дикие/домашние животные, чайная/столовая посуда и тому подобное.

2 – ой этап. Включал в себя расширение интереса детей к дидактическим играм через подключение созданию материала к играм и совместное обсуждение педагогом с детьми правил и последовательности игровых действий.

Материал к дидактическим играм изготавливался не только воспитателем, но и совместно с детьми. Детям предлагалось придумать игры на развитие операций сравнения, обобщения, классификации и подобрать и изготовить к ним наглядный материал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Результаты опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками
Обобщая результаты экспериментальных исследований по апробации методов освоения русского музыкально-поэтического фольклора в процессе элементарного музицирования в 1 классе, мы пришли к следующим выводам: На начальном этапе обучения развитие творческих способностей к музыке учащихся ЭК не шло быстр ...

Возможности нетрадиционных уроков
Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность ...

Исходные понятия теории и методики физического воспитания
Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата. Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объе ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru