Развитие операций логического мышления в дидактических играх

Страница 3

Дети ещё довольно трудно самостоятельно могут находить существенные признаки объекта, поэтому сначала акцент в обучении нужно сделать на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. Для этого лучше использовать наглядные задания, в которых существенный признак уже определён или находится как бы «на поверхности», чтобы его легко было обнаружить.

Например, в игре «Цветы», разные цветы могут быть похожи друг на друга или отличаться многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков. Но у всех цветов остаётся неизменным одно свойство: давать плод, что и позволяет называть их цветами. Если взять другую часть растения, не имеющую этого свойства (листья, веточки), то её уже нельзя назвать цветком. Таким образом, если менять несущественные свойства, предмет будет относиться по – прежнему к тому же понятию, а если изменить существенное свойство, предмет становится другим.

Затем мы детям показываем на простых примерах, как соотносятся между собой понятия «общий признак» и «существенный признак». Важно обратить внимание детей на то, что общий признак не всегда является существенным, но существенный – всегда общим.

Например, детям показываются два предмета, общим, но несущественным признаком которых является цвет, а общим и существенным – форма.

Для развития у детей операции анализа нами были использованы такие дидактические игры, как: «Стройка», цель: учить детей выполнять действия, заданные схемой, и конструировать по схематическому образцу; «Пирамидки», цель: учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения; «Магазин игрушек», цель: учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; «Радио», цель: учить детей описывать сверстника, быть наблюдательным, активизировать речь детей; «Где был Петя?», цель: активизировать процессы мышления, припоминания, внимания.

Рассмотрим обучение детей операциям анализа и синтеза на примере дидактических игр: «Где был Петя?», «Отгадай-ка!».

Дидактическая игра «Где был Петя?» (с усложнением)

Вариант 1. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.

Воспитатель рассказывает:

- Давайте представим, будто в наш детский сад пришел новый мальчик Петя. Вместе с воспитателем он пошел осматривать детский сад. А вот куда он заходил и что там увидел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказывать все по очереди. Не называйте комнату словом. Мы должны ее узнать сами по вашему описанию.

Приводим примерные описания, данные детьми: «Петя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина». (Прачечная.) «Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая». (Зал.)

Воспитатель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада. Если ребенок рассказал о том, чего нет в детском саду, он считается проигравшим.

Вариант 2. Можно усложнить эту игру. Воспитатель при ее повторении предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдя на участок детского сада. Дети описывают участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок одной группы от участка другой.

Воспитателю необходимо активизировать словарь детей, предлагая назвать одно и то же различными словами. Так, например, Даниил К. описал овощехранилище: «Петя спустился по лестнице и увидел на полочках банки с разными фруктами, соками, компотами; в мешках была морковь, а в большом ящике картошка. Там было прохладно». Дети отвечают: «Петя попал в подвал». Воспитатель предлагает подумать и сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый склад», «В кладовую», «В овощехранилище».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Мотивация учебно-производственной деятельности учащихся
Мотивация доступна наблюдению мастеру п/о. Ее довольно легко обнаружить по отношению учащегося к учению и труду. Изучение учащихся будет более целенаправленным, если проводить наблюдения мотивационного состояния учащихся на уроке п/о по следующим признакам: 1. Характер деятельности учащихся в проце ...

Особенности формирования операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
В рамках культурно-исторической теории высших психических функций Л.С. Выготского проблема мышления рассматривается как проблема умственного развития ребенка. Отстаивая формулу «выведение индивидуального из социального». Л.С. Выготский писал: «Все высшие психические функции суть интериоризованные о ...

Виды педагогических оценок
Существуют разные виды педагогических оценок: предметные, персональные, материальные, моральные, результативные, процессуальные, количественные и качественные. Также в педагогике выделяют оценки в ситуации опроса: опосредованная, неопределенная, замечание, отрицание, согласие, одобрение, порицание, ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru