Развитие операций логического мышления в дидактических играх

Страница 3

Дети ещё довольно трудно самостоятельно могут находить существенные признаки объекта, поэтому сначала акцент в обучении нужно сделать на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. Для этого лучше использовать наглядные задания, в которых существенный признак уже определён или находится как бы «на поверхности», чтобы его легко было обнаружить.

Например, в игре «Цветы», разные цветы могут быть похожи друг на друга или отличаться многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков. Но у всех цветов остаётся неизменным одно свойство: давать плод, что и позволяет называть их цветами. Если взять другую часть растения, не имеющую этого свойства (листья, веточки), то её уже нельзя назвать цветком. Таким образом, если менять несущественные свойства, предмет будет относиться по – прежнему к тому же понятию, а если изменить существенное свойство, предмет становится другим.

Затем мы детям показываем на простых примерах, как соотносятся между собой понятия «общий признак» и «существенный признак». Важно обратить внимание детей на то, что общий признак не всегда является существенным, но существенный – всегда общим.

Например, детям показываются два предмета, общим, но несущественным признаком которых является цвет, а общим и существенным – форма.

Для развития у детей операции анализа нами были использованы такие дидактические игры, как: «Стройка», цель: учить детей выполнять действия, заданные схемой, и конструировать по схематическому образцу; «Пирамидки», цель: учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения; «Магазин игрушек», цель: учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; «Радио», цель: учить детей описывать сверстника, быть наблюдательным, активизировать речь детей; «Где был Петя?», цель: активизировать процессы мышления, припоминания, внимания.

Рассмотрим обучение детей операциям анализа и синтеза на примере дидактических игр: «Где был Петя?», «Отгадай-ка!».

Дидактическая игра «Где был Петя?» (с усложнением)

Вариант 1. Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.

Воспитатель рассказывает:

- Давайте представим, будто в наш детский сад пришел новый мальчик Петя. Вместе с воспитателем он пошел осматривать детский сад. А вот куда он заходил и что там увидел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказывать все по очереди. Не называйте комнату словом. Мы должны ее узнать сами по вашему описанию.

Приводим примерные описания, данные детьми: «Петя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина». (Прачечная.) «Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая». (Зал.)

Воспитатель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада. Если ребенок рассказал о том, чего нет в детском саду, он считается проигравшим.

Вариант 2. Можно усложнить эту игру. Воспитатель при ее повторении предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдя на участок детского сада. Дети описывают участок, постройки, деревья, кустарники, выделяют признаки, отличающие участок одной группы от участка другой.

Воспитателю необходимо активизировать словарь детей, предлагая назвать одно и то же различными словами. Так, например, Даниил К. описал овощехранилище: «Петя спустился по лестнице и увидел на полочках банки с разными фруктами, соками, компотами; в мешках была морковь, а в большом ящике картошка. Там было прохладно». Дети отвечают: «Петя попал в подвал». Воспитатель предлагает подумать и сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «На продуктовый склад», «В кладовую», «В овощехранилище».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Поливинилхлорид и материалы на его основе
Поливинилхлорид (ПВХ) один из наиболее широко применяемых полимерных материалов и объемы производства его неуклонно возрастают, так как растет спрос на изделия из него. Это связано с тем, что механические свойства ПВХ материалов меняются в очень широких пределах, например от полной гибкости (искусс ...

Образование как средство развития человека – формирование инвестиций в человеческое развитие
Инвестиции в человеческий капитал содействуют не только повышению доходов индивида, но и способствует росту производительности труда. Сторонники теории человеческого капитала подходят к рассмотрению инвестиций в человека, основываясь на концепции «предельной полезности» и «предельной производительн ...

Влияние сюжетно-ролевых игр на дошкольный возраст
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых усло ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru