Исследованием словесно-жестового билингвизма занимались многие ученые: как отечественные, так и зарубежные.
Без анализа «мимической речи», жестовых обобщений глухих, учителям недостаточно понятны будут и особенности развития их словесной речи, предупреждала Р. М. Боскис (1963), опасаясь игнорирования ЖР.
А. Г. Басова (1976) сделала вывод о том, что ЖР у глухих учащихся в начале обучения является естественным этапом для перехода к слову, и подчеркивала, что учителю необходимо внимательно следить за «скрещиванием» ЖР со словесной, чтобы соответствующим образом направлять процесс обучения.
А. И. Дьячков, разрабатывавший общие проблемы теории и истории сурдопедагогики, провел экспериментальные исследования, утверждающие, что ЖР играет значительную роль в познавательной и мыслительной деятельности глухих учащихся (в формировании геометрических понятий). Он приводил убедительные примеры надежности знаний, сформированных на жестовой основе (испытуемые, владевшие ЖР, дифференцировали геометрические формы, не зная их названий; те, кто не владел жестовыми обозначениями, с этим заданием не справлялись).
В исследовании Т. В. Розановой (1977) установлено, что образование сложных систем, в которых отражается процесс взаимодействия слов и жестов, приводит к формированию адекватных связей между их значениями и способствует лучшему запоминанию тех и других, облегчает воспроизведение.
Данные Н. Г. Морозовой также свидетельствовали о положительном влиянии ЖР на формирование познавательной деятельности глухих.
В экспериментальных занятиях В. Петшака комплексное использование устной, дактильной, жестовой и письменной речи явилось ведущим принципом построения программы обучения. В ходе ее проведения исследователь заметил, что глухие школьники, не владевшие жестовыми обозначениями эмоциональных состояний, с большим трудом усваивали их словесные аналоги. Сформированная в практически эмоционально насыщенном общении двусторонняя система связей «жест–слово» способствовала их взаимообогащению. Подтвердилась гипотеза В. Петшака о том, что достаточно высокий уровень развития словесной речи необходим для понимания эмоций и высших чувств человека. Владение жестовыми обозначениями оказывает существенную помощь в их осознании
.
Ученый экспериментально доказал, что воспитание детей с недостатками слуха на жестовой основе в семье глухих обеспечивает богатство эмоционального опыта школьников, близкое к формируемому в норме, тогда как глухие в семье слышащих оказываются и эмоционально недостаточно развитыми.
Результаты исследований, проведенных в Англии (H. Lane, 1990) показали, что глухие дети глухих родителей приходят более подготовленными в школу и более успешно овладевают словесным языком. Сторонники билингвизма выявили положительное влияние компетенции в жестовом языке – при условии его целенаправленного изучения – на уровень владения словесной речью у 160 глухих школьников 8–12 лет (M. Strong, Ph. Prinz и др.).
Этот вывод был подкреплен данными исследований Н. Г. Мазуровой (1997) свидетельствующих, что глухие дети глухих родителей имеют меньше проблем в коммуникации, отличаются большей личностной зрелостью по сравнению с глухими детьми слышащих родителей.
Таким образом, аргументированным и всесторонне доказанным стал тезис о благоприятном влиянии жестового языка на психическое развитие не слышащих детей.
Другое о педагогике:
Словообразовательный компонент
языковой способности детей дошкольного возраста
Исследования в области психолингвистики вносят значительный вклад в изучение семантико-функциональной природы словообразовательных единиц и особенностей их восприятия. В результате многостороннего исследования детской речи был выделен словообразовательный компонент в языковой способности человека ( ...
Профессиональный идеал педагога-воспитателя
Развитие личности человека во многом зависит от того, как формируется его самооценка. Психологи отмечают два основных приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй, более распространённый, заключается в социальном ср ...
Некоторые наметки
Итак, на наш взгляд, кризис цивилизации и кризис человека может быть разрешен только и исключительно на путях преобразования человеческой природы; на путях формирования (я не боюсь использовать дискредитировавшую себя формулировку) нового исторического типа личности в рамках новых культурных форм. ...