В мировой практике преподавания сольфеджио сосуществуют 2 противоположные школы – абсолютной и относительной сольмизации. Первое берет за основу высоту звуков в той или иной нотации и изучает сначала до мажор, потом альтерацию звуков, приводящую к другим тональностям. В основе второго лежит изучение соотношения ступеней в ладу на любой относительной высоте. sub zero appliance repair San Jose
История развития сольфеджио в России тесно связана с деятельностью хоровых капелл и церковных хоров, где долгое время сосуществовали 2 способа записи нот: знамена (крюки) и линейные ноты (современная нотация). Первые русские учебники сольфеджио появляются в 17 веке: «Азбука» А. Мезенца и «Мусикийская грамматика» Н. Дилецкого.
В настоящее время различные системы и методы преподавания сольфеджио также имеют в своей основе 2 направления – абсолютное и относительное.
По существу, все учебники сольфеджио можно сгруппировать по 2 м основным направлениям. Одно включает в себя системы, в основе которых лежит изучение отдельных элементов музыкального языка. Другое направление составляют системы, изучающие связи звуков (ступеневые, ладовые, гармонические). По мнению Е.В. Давыдовой [14], с которым невозможно не согласиться, второе направление более эффективно, поскольку дает возможность развить слух на слушании музыки, воспитывает способность понимать содержание произведения.
Одни авторы стремятся к всестороннему развитию у учащихся музыкального слуха, другие – к скорейшей фиксации у учащихся какого-либо навыка, и т.д. Одна из самых распространенных систем рубежа 19 – 20 веков – так называемая интервальная (изучение мелодии как суммы интервалов). Интервалы заучиваются по знакомым песенным мотивам. Основа этой системы – изучение звуков до мажора, которые именуются «простыми звуками», в разных комбинациях, без учета их ладового положения и тоновой величины. Чувство лада на такой системе не воспитывается; этот подход грешит упрощением. Сейчас этот подход считается устаревшим, хотя такой его элемент, как заучивание звучания интервалов по популярным песенным мотивам, используется достаточно широко и на современном этапе обучения (например, практически шаблон – обучение звучанию чистой кварты на примере начальных тактов марша из «Аиды» или Гимна России). Близко к интервальной системе стоят системы, основанные на изучении ступеней мажорной или минорной гаммы в разных тональностях. Этот подход тоже несколько упрощает понимание лада и организацию мелодии. Близки к этой системе т.н. мануальные системы (движение руки показывает ступени лада). Однако основой здесь опять-таки является диатоника. Близка к этой системе венгерская релятивная система, созданная З. Кодаем на основе венгерской народной музыки (комбинация ручных знаков, интонирования и т.д.). Модификация этой системы, произведенная эстонским педагогом Кальюстэ (использование ручных знаков и слогового обозначения ступеней – ё, ле, ви, на, зо, ра, ти (в которых угадываются искаженные традиционные названия нот)), вернее, ее элементы, используется и сейчас. Основной недостаток этой системы-то, что в сознании учащихся возникает связь понятия тоники исключительно с нотой до
(что создает трудности при работе с другими тональностями).
Ленинградский педагог 1950х-60х гг. А. Барабошкина разработала свою (ставшую классической и используемую на протяжении ряда десятилетий) систему также на основе венгерской, но внесла в нее существенные изменения (отказ от ручных знаков, отказ от работы только в до мажоре и т.д.). Тесно увязывая интонации с основными ладовыми закономерностями, с понятием устойчивости и неустойчивости звуков, тоники мажора и минора, фразы и т.д., она начинает с прибауток на одном звуке, затем переходит на две ноты, и постепенно расширяет нотный диапазон предлагаемого учащимся материала; материал подается в синкретическом виде (одна и та же попевка становится материалом для упражнений на отработку различных навыков), постоянно идет повторение пройденного. Пособие, написанное самой Барабошкиной, послужило материалом для практической части настоящей работы.
Другое о педагогике:
Обобщение и систематизация знаний в процессе обучения
Урок обобщения и систематизации применяется вместо традиционного урока повторения учебного материала. Необходимость такого урока вызвана следующими обстоятельствами. Урок повторения, как правило, преследовал цели закрепления знаний и реализации дидактического принципа прочности знаний. Этой цели со ...
Коммуникативный подход к созданию системы упражнений как средство развития
творческого мышления
инновационный творческий урок английский Обусловленная и определяемая современными требованиями ускоренного социально-экономического развития Казахстана и необходимостью подготовки адекватных темпам общемирового развития отечественных профессиональных кадров, способных обеспечить конкурентоспособно ...
Контрольный эксперимент и его анализ
По окончании формирующего (обучающего) эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент. Контрольное задание показало, что практически у большинства детей экспериментальной группы с задержкой психического развития повысилась успешность и качество выполнения заданий. Так, в первом задании на с ...