В истории сурдопедагогики четко прослеживается альтернативный подход к использованию словесной и жестовой речи как средств обучения.
Об опасности приоритетов предупреждал еще Л.С. Выготский, когда более пятидесяти лет назад, писал: "Путь преодоления трудностей заключается в полиглоссии, т. е. во множественности путей речевого развития глухих детей", в связи с чем "коренным образом должен быть изменен традиционный взгляд на конкуренцию и взаимное торможение различных форм речи в развитии глухонемого…". Ученый отмечал выразительность жестового языка и подчеркивал, что «для коренного улучшения воспитания глухих детей различные формы речи не конкуренты, а ступени, по которым глухой ребенок восходит к овладению речью».
Предыдущая отечественная система использовала только cловесную (устную, письменную и дактильную) речь, четко определив ее ведущее место и роль в обучении глухих, и в целом отрицательно относилась к жестовой. Многие исследователи вообще долгое время не обращались к проблеме использования жестовой речи в специальном образовании, что было связано с отсутствием экспериментальных фактов и невозможностью научного изучения жестового языка с позиций традиционной лингвистики. По этой причине жестовый язык долгое время считался примитивным, не достойным внимания и отрицательно влияющим на развитие словесной речи.
Научный интерес к изучению жестового языка усилился с появлением структурной лингвистики (1960 г., В. Стокку) и стимулировал проведение серии экспериментов мирового масштаба, в результате которых были получены достоверные доказательства полноценности жестового языка как лингвистической системы, его положительного влияния на уровень развития когнитивной, коммуникативной и эмоционально-познавательной сферы не слышащих детей.
В отечественной сурдопедагогике эти выводы нашли отражение в работах многих ученых, обращавших внимание на взаимодействие словесной и жестовой речи в обучении глухих детей.
Другое о педагогике:
Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного
возраста
Изобразительное искусство - это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского во ...
Методика изучения основных разделов объектно-ориентированного
программирования
Данный параграф посвящён описанию методики изучения отдельных тем ООП в школьном курсе. Теоретический материал всех разделов можно найти в главе 1 данной работы. 1. Тема "Основные понятия ООП" Данная тема целиком и полностью относится к теоретическому наполнению курса, поэтому изучение её ...
Актуализация значения производного слова путём замены
или добавления аффикса
Представленные ранее неологизмы демонстрируют стремление ребёнка заменить непроизводное обозначение явления или предмета действительности производной номинацией и отразить в формальной оболочке слова основные смысловые компоненты. Вторая группа новообразований интересна тем, что ребёнок видоизменяе ...