Своеобразие словесно-жестового билингвизма глухих

Педагогическая теория » Своеобразие словесно-жестового билингвизма глухих

В истории сурдопедагогики четко прослеживается альтернативный подход к использованию словесной и жестовой речи как средств обучения.

Об опасности приоритетов предупреждал еще Л.С. Выготский, когда более пятидесяти лет назад, писал: "Путь преодоления трудностей заключается в полиглоссии, т. е. во множественности путей речевого развития глухих детей", в связи с чем "коренным образом должен быть изменен традиционный взгляд на конкуренцию и взаимное торможение различных форм речи в развитии глухонемого…". Ученый отмечал выразительность жестового языка и подчеркивал, что «для коренного улучшения воспитания глухих детей различные формы речи не конкуренты, а ступени, по которым глухой ребенок восходит к овладению речью».

Предыдущая отечественная система использовала только cловесную (устную, письменную и дактильную) речь, четко определив ее ведущее место и роль в обучении глухих, и в целом отрицательно относилась к жестовой. Многие исследователи вообще долгое время не обращались к проблеме использования жестовой речи в специальном образовании, что было связано с отсутствием экспериментальных фактов и невозможностью научного изучения жестового языка с позиций традиционной лингвистики. По этой причине жестовый язык долгое время считался примитивным, не достойным внимания и отрицательно влияющим на развитие словесной речи.

Научный интерес к изучению жестового языка усилился с появлением структурной лингвистики (1960 г., В. Стокку) и стимулировал проведение серии экспериментов мирового масштаба, в результате которых были получены достоверные доказательства полноценности жестового языка как лингвистической системы, его положительного влияния на уровень развития когнитивной, коммуникативной и эмоционально-познавательной сферы не слышащих детей.

В отечественной сурдопедагогике эти выводы нашли отражение в работах многих ученых, обращавших внимание на взаимодействие словесной и жестовой речи в обучении глухих детей.


Другое о педагогике:

Взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания
В предыдущей главе, мы раскрыли вопрос о невозможности религиозного воспитания вне семьи. В этой части необходимо обратить внимание на взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания. Известно, что семья не одна имеет влияние на ребенка, рядом с семьей стоит знакомый и близкий социальн ...

История развития вопроса о нравственном воспитании
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...

Технологии эстетического освоения природных объектов
Экспериментальные исследования показывают, что существует рассогласование между потребностью людей в эстетическом освоении мира природы, наслаждении ее красотой и предпочтением тех или иных видов деятельности, направленной на природу. Люди занимаются сбором ягод, грибов, рыбалкой и т. д., а природо ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru