Своеобразие словесно-жестового билингвизма глухих

Педагогическая теория » Своеобразие словесно-жестового билингвизма глухих

В истории сурдопедагогики четко прослеживается альтернативный подход к использованию словесной и жестовой речи как средств обучения.

Об опасности приоритетов предупреждал еще Л.С. Выготский, когда более пятидесяти лет назад, писал: "Путь преодоления трудностей заключается в полиглоссии, т. е. во множественности путей речевого развития глухих детей", в связи с чем "коренным образом должен быть изменен традиционный взгляд на конкуренцию и взаимное торможение различных форм речи в развитии глухонемого…". Ученый отмечал выразительность жестового языка и подчеркивал, что «для коренного улучшения воспитания глухих детей различные формы речи не конкуренты, а ступени, по которым глухой ребенок восходит к овладению речью».

Предыдущая отечественная система использовала только cловесную (устную, письменную и дактильную) речь, четко определив ее ведущее место и роль в обучении глухих, и в целом отрицательно относилась к жестовой. Многие исследователи вообще долгое время не обращались к проблеме использования жестовой речи в специальном образовании, что было связано с отсутствием экспериментальных фактов и невозможностью научного изучения жестового языка с позиций традиционной лингвистики. По этой причине жестовый язык долгое время считался примитивным, не достойным внимания и отрицательно влияющим на развитие словесной речи.

Научный интерес к изучению жестового языка усилился с появлением структурной лингвистики (1960 г., В. Стокку) и стимулировал проведение серии экспериментов мирового масштаба, в результате которых были получены достоверные доказательства полноценности жестового языка как лингвистической системы, его положительного влияния на уровень развития когнитивной, коммуникативной и эмоционально-познавательной сферы не слышащих детей.

В отечественной сурдопедагогике эти выводы нашли отражение в работах многих ученых, обращавших внимание на взаимодействие словесной и жестовой речи в обучении глухих детей.


Другое о педагогике:

Общее понятие экологической этики
Экологическую этику можно представить в виде особых, создаваемых человеком сдерживающих моральных клапанов. Они будят совесть человека, мешают ему уничтожать природу, напоминая, что так поступать неправильно. По подсчетам ученых, человек представляет на Земле только один вид из примерно 4-40 млн. в ...

Особенности педагогической профессии
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа «человек-человек» выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея ...

Разработка систем экспериментальных заданий по теме «Статика». Методические рекомендации по применению на уроках физики
На изучение темы «Статика. Равновесие абсолютно твердых тел» отводится 3 часа. Для этой темы нами было предложено следующее экспериментальное задание: Цель эксперимента: Найти положение центра тяжести. Материалы: пластилин, две металлические вилки, зубочистка, высокий стакан или банка с широким гор ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru