Словесно-жестовый билингвизм - хорошо это или плохо

Педагогическая теория » Своеобразие словесно-жестового билингвизма глухих » Словесно-жестовый билингвизм - хорошо это или плохо

На этот вопрос в 1930 г. Л.С. Выготский, выдающийся психолог и один из основоположников отечественной дефектологии, ответил так: «Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно показывают, что полиглоссия, т. е. владение различными формами речи, при настоящем состоянии сурдопедагогики есть неизбежный и наиболее плодотворный путь речевого развития и воспитания глухонемого ребенка». Говоря о различных формах речи, Л.С. Выготский имел в виду устную, письменную и жестовую речь.

Прошло 70 лет. Система обучения детей с недостатками слуха в нашей стране претерпела огромные изменения. Появление современной звукоусиливающей аппаратуры, внедрение в практику школ организованных занятий по развитию и использованию остаточного слуха открыли перед сурдопедагогикой новые возможности, и прежде всего возможности формирования устной речи глухих. В то же время, как показывают материалы, и в наши дни большинство глухих живут, учатся, работают в условиях словесно-жестового двуязычия. Поэтому, идеи Л.С. Выготского актуальны и сегодня. Выпускники специальных школ должны владеть развитой словесной речью. Это шире откроет им богатейший мир человеческой культуры, литературы, искусства, откроет доступ к новейшей информации. Это облегчит им общение со слышащими людьми.

Следовательно, повышение эффективности обучения словесной речи — одна из основных задач специальной школы. С другой стороны, сурдопедагогика не может игнорировать тот факт, что в межличностном общении большинство глухих используют главным образом жестовую речь, что вся деятельность членов Общества глухих осуществляется преимущественно при помощи жестовой речи. Поэтому и сегодня верно утверждение Л.С. Выготского, подчеркивавшего, что педагогика не может закрыть глаза на то, что, пренебрегая жестовой речью, она тем самым вычеркивает из своего круга огромную часть коллективной жизни и деятельности глухонемого ребенка.

По мнению автора, двуязычие, при котором глухие свободно владеют и словесной, и калькирующей, и русской жестовой речью, — это хорошо! Ведь в современной сурдопедагогике существуют различные точки зрения на эту проблему. И в истории обучения глухих вопрос об отношении к жестовой речи был всегда"предметом ожесточенных дискуссий.

В обучении глухих приравнивание статуса национального жестового языка к государственному (словесному) языку, означает реальное право детей с глубокими слуховыми ограничениями учиться, получать образование на родном, пространственно-визуальном языке, в условиях словесно-жестового двуязычия.

В Законе «О социальной защите инвалидов», Законе «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», подчёркивается роль жестового языка как средства обучения, воспитания и общения неслышащих детей.

В современных специальных школах наблюдается тесное педагогическое сотрудничество учителей начальной школы с педагогами жестовой речи по планированию речевого материала, пропедевтике словотолкования, подготовке к восприятию и осознанному оперированию словесной информации на занятиях по жестовой речи.

И конечно же, немаловажна проблема подготовки специалистов. Педагог, организующий специальные занятия по развитию жестовой речи и уроки жестового языка, должен быть высоко образован в области жестового языка, иметь соответствующую лингвистическую подготовку, уметь декодировать и корректировать спонтанные детские высказывания, включать их в обсуждаемый на уроке материал.


Другое о педагогике:

Игровые методы при изучении новой лексики
Игровые формы занятий наиболее эффективны при изучении новой лексики. Рассмотрим несколько примеров дидактических игр применяемых на уроках английского языка. При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word ...

Исследование навыков чтения детей с нарушением интеллекта
Исследовательская работа проводилась в специальной (коррекционной) школе VIII вида города Смоленска, во 2 классе. В экспериментальную группу входило 5 детей. С группой работает классный руководитель: Н.Б. Миронова, психолог: Т.А. Капора и логопед: Л.Н. Устименко. Для исследования было отобрано 5 де ...

Нетрадиционные уроки в начальной школе
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными урокам ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru