Словесно-жестовый билингвизм - хорошо это или плохо

Педагогическая теория » Своеобразие словесно-жестового билингвизма глухих » Словесно-жестовый билингвизм - хорошо это или плохо

На этот вопрос в 1930 г. Л.С. Выготский, выдающийся психолог и один из основоположников отечественной дефектологии, ответил так: «Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно показывают, что полиглоссия, т. е. владение различными формами речи, при настоящем состоянии сурдопедагогики есть неизбежный и наиболее плодотворный путь речевого развития и воспитания глухонемого ребенка». Говоря о различных формах речи, Л.С. Выготский имел в виду устную, письменную и жестовую речь.

Прошло 70 лет. Система обучения детей с недостатками слуха в нашей стране претерпела огромные изменения. Появление современной звукоусиливающей аппаратуры, внедрение в практику школ организованных занятий по развитию и использованию остаточного слуха открыли перед сурдопедагогикой новые возможности, и прежде всего возможности формирования устной речи глухих. В то же время, как показывают материалы, и в наши дни большинство глухих живут, учатся, работают в условиях словесно-жестового двуязычия. Поэтому, идеи Л.С. Выготского актуальны и сегодня. Выпускники специальных школ должны владеть развитой словесной речью. Это шире откроет им богатейший мир человеческой культуры, литературы, искусства, откроет доступ к новейшей информации. Это облегчит им общение со слышащими людьми.

Следовательно, повышение эффективности обучения словесной речи — одна из основных задач специальной школы. С другой стороны, сурдопедагогика не может игнорировать тот факт, что в межличностном общении большинство глухих используют главным образом жестовую речь, что вся деятельность членов Общества глухих осуществляется преимущественно при помощи жестовой речи. Поэтому и сегодня верно утверждение Л.С. Выготского, подчеркивавшего, что педагогика не может закрыть глаза на то, что, пренебрегая жестовой речью, она тем самым вычеркивает из своего круга огромную часть коллективной жизни и деятельности глухонемого ребенка.

По мнению автора, двуязычие, при котором глухие свободно владеют и словесной, и калькирующей, и русской жестовой речью, — это хорошо! Ведь в современной сурдопедагогике существуют различные точки зрения на эту проблему. И в истории обучения глухих вопрос об отношении к жестовой речи был всегда"предметом ожесточенных дискуссий.

В обучении глухих приравнивание статуса национального жестового языка к государственному (словесному) языку, означает реальное право детей с глубокими слуховыми ограничениями учиться, получать образование на родном, пространственно-визуальном языке, в условиях словесно-жестового двуязычия.

В Законе «О социальной защите инвалидов», Законе «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», подчёркивается роль жестового языка как средства обучения, воспитания и общения неслышащих детей.

В современных специальных школах наблюдается тесное педагогическое сотрудничество учителей начальной школы с педагогами жестовой речи по планированию речевого материала, пропедевтике словотолкования, подготовке к восприятию и осознанному оперированию словесной информации на занятиях по жестовой речи.

И конечно же, немаловажна проблема подготовки специалистов. Педагог, организующий специальные занятия по развитию жестовой речи и уроки жестового языка, должен быть высоко образован в области жестового языка, иметь соответствующую лингвистическую подготовку, уметь декодировать и корректировать спонтанные детские высказывания, включать их в обсуждаемый на уроке материал.


Другое о педагогике:

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru