Внутренний слух. Музыкальная память

Особым свойством музыкального слуха, основанном на воображении и представлении, является внутренний слух. Внутренний слух вторичен, так как он опирается на слуховой опыт, на те сведения, которые он получил от внешнего. Поэтому в трудах, посвященных внутреннему слуху, большое внимание уделяется музыкальной памяти как «хранилищу» всех этих сведений. Внутренний слух может действовать как непроизвольно, так и произвольно. Внутренний слух помогает при чтении нот глазами, без участия инструмента (что бывает полезно не только на занятиях по теоретическим дисциплинам, но и при разучивании репертуара по специальности).

Один из наиболее эффективных способов развития внутреннего слуха – слушание музыки с нотами в руках.

Развитие внутреннего слуха – это не в последнюю очередь тренировка памяти.

Музыкальная память – это необходимый компонент музыкальных способностей; вместе с тем музыкальная память не может одна обеспечить развития музыкальных навыков. Музыкальная память при этом – всего лишь одна из разновидностей памяти, и общие закономерности памяти применимы к музыкальной ее разновидности .

Память состоит из трех этапов: запоминания, хранения и воспроизведения. Запоминание, как и восприятие, обладает определенной избирательностью, которая зависит от направления личности. Непроизвольное запоминание музыки – это неотъемлемая часть музыкальности; однако для начинающего музыканта более важной является тренировка произвольного (сознательного) запоминания, связанного с развитием интеллекта. Другое направление при работе над музыкальной памятью – умение пользоваться различными типами музыкальной памяти.

Выделяются следующие типы музыкальной памяти: слуховая

(основа для внутреннего слуха; позволяет узнавать и произведения целиком, и отдельные элементы музыкальной речи; важна не только музыкантам, но и людям других профессий), зрительная

(умение запоминать написанный нотный текст и мысленно воспроизводить его при помощи внутреннего слуха; на начальном этапе обучения обычно весьма слабо развита, поэтому требует особого внимания); двигательная (моторная

) (она же игровое движение; важна в исполнительской практике; связана не только с движениями мышц руки, но и с движениями мышц лица (у исполнителей на духовом инструменте), мышц брюшного пресса, голосового аппарата (у вокалистов) и т.д.); эмоциональная и смешанная

.


Другое о педагогике:

Исследование устной речи у детей с нарушением интеллекта
В исследовании устной речи у детей с нарушением интеллекта использовалась специальная методика. В ней использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (Нарушения речи и система в их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе) и Е. В. Мальцевой (Недостатки речи у детей ...

Трудности школьной адаптации
Понятие "школьная дезадаптация" стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности затруднения в учебе, конфликты с одноклассника ...

Методологические основы проектной, исследовательской и управленческой деятельности
Ведущими типами образовательной деятельности как модусов существования базового образовательного процесса являются гуманитарно-организованные: управление (и системно-управленческая организация деятельности); проектирование (и проектно-организованные системы деятельности); исследование (и исследоват ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru