Формирование базовых параметров отношения личности к природе

Страница 1

Специфика субъективного отношения к миру природы может быть отражена путем содержательного описания таких его базовых параметров, как широта, интенсивность и степень осознанности отношения.

Широта отношения к природе. Формирование широты отношения обусловливает необходимость организации педагогического процесса таким образом, чтобы включить в субъективное пространство отношения личности к миру природы как можно больше природных объектов.

Формирование широты отношения не должно сводиться только к повышению экологической эрудиции школьников, как это часто бывает на практике. Важно, чтобы у ребенка не просто было сформировано понятие о многих природных объектах, а чтобы эти природные объекты стали для него личностно значимыми, чтобы по отношению к ним проявлялись чувства ребенка. О высоком показателе широты отношения к миру природы можно говорить, когда ребенок проявляет эмпатию к большому количеству природных объектов, способен идентифицироваться с ними, они ему симпатичны и, в конце концов, субъектифицируются ребенком.

Если при низком показателе широты ребенок эмоционально привязан только, скажем, к своему котенку, интересуется кошками, знает, как с ними обращаться, то при высоком – его влечения, интерес и склонность распространяются на многих животных, различные растения и даже неживые природные объекты. Чем больше таких личностно значимых объектов включено в субъективное пространство отношения к природе, тем выше показатель параметра широты.

Высокий параметр широты отношения к природе обусловливает также и расширение индивидуального экологического пространства личности – пространства, которое является для человека личностно значимым, за порядок в котором он чувствует себя персонально ответственным. Для кого-то это может быть только подоконник, на котором в идеальной чистоте и ухоженности растут любимые кактусы. Для другого – газон и клумба под окном. Третьего заботит состояние городского парка. Четвертый беспокоится за охрану «родной природы», но равнодушен к судьбе мира природы, скажем, в Африке или Южной Америке. И, наконец, для кого-то индивидуальным экологическим пространством является вся планета, и даже космос.

Понятие «индивидуальное экологическое пространство» может быть раскрыто на следующем реальном примере. Группа воспитанников детского дома, увлекавшихся содержанием животных, содержала помещение живого уголка в идеальном порядке. Однако мусор из живого уголка порой выбрасывался школьниками прямо в школьный коридор, конечно, когда этого не видели педагоги. Индивидуальное экологическое пространство этих ребят ограничивалось стенами живого уголка, а коридор был уже «чужой», ничьей территорией, личностно не значимой.

Таким образом, чем больше природных объектов составляют широту отношения личности к миру природы, тем больше территорий, с которыми они непосредственно связаны, и эти территории, тем самым, становятся небезразличными для личности, расширяя ее индивидуальное экологическое пространство. Следовательно, педагогически целесообразно формировать широту отношения школьников к миру природы как по линии «систематической» (различные царства, типы, классы и т. п. природных объектов), так и по линии «географической» (привязанность природных объектов к различным ландшафтам, территориям, регионам).

Интенсивность отношения к природе. Педагогический процесс должен направлять и расширять возможности проявления ребенком своего отношения к миру природы в сфере чувств (перцептивно-аффективный компонент); в познавательной сфере (когнитивный компонент); в его практических действиях (практический компонент) и поступках (поступочный компонент интенсивности).

Достижение высокого уровня сформированное перцептивно-аффективного компонента интенсивности отношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры:

1. Выявления эстетической ценности всего многообразия широты отношений природных объектов и явлений, их эстетической неповторимости и выразительности.

2. Актуализация комплекса естественных (визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых, поведенческих) и социальных (эстетического и этического характера) релизеров в процессе восприятия личностью природных объектов.

3. Формирование способности личности эмоционально и деятельностно откликаться на встречу с природными объектами: чувством, оценкой, ассоциацией, творческим сопоставлением, трансформацией воспринимаемого образа в воображении, творческим действием с ними или их образами (изобразительным, литературным, музыкальным, пластическим и т. д.).

Достижение высокого уровня сформированное когнитивного компонента интенсивности отношения к природе обеспечивается, если процесс экологического образования опирается на следующие ориентиры:

1. Актуализация активности школьников в самостоятельном поиске экологической информации. Необходимо сформировать у школьников высокую сенситивность к сведениям о мире природы, показать, из каких источников и каким путем эти сведения могут извлекаться.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Оценка результатов и ожидаемые эффекты проекта
Основным критерием эффективности проекта является переход 80% ОУ и РОУ региона на новые самостоятельно разработанные модели (внутри)школьного управления, а также сохранение в основном положительного отношения к реформе в среде целевых групп и более широкого сообщества региона как на протяжении хода ...

Анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспита ...

Теоретические подходы в экономическом воспитании
Экономическое воспитание – еще одна из граней воспитательного процесса дошкольников. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. В советские времена ребенок мог знать о наличии денег, например, в жизни вооб ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru