Формирование базовых параметров отношения личности к природе

Страница 3

Обобщенность. Повышение уровня обобщенности отношения школьников к миру природы является важнейшим педагогическим ориентиром в процессе экологического образования. Безусловно, экологическая личность должна обладать позитивным отношением не только к отдельным «симпатичным» природным объектам, но и к миру природы в целом, то есть характеризоваться высоким уровнем обобщенности своего отношения к природе.

Обобщенность отношения формируется как через механизм стереотипизации, который носит установочный характер, так и через расширение и углубление системы экологических представлений личности.

Важным условием повышения уровня обобщенности является формирование широты отношения к миру природы. Личность, обладающая высоким показателем параметра широты в процессе стереотипизации отношения к разнородным природным объектам, все больше и больше повышает и уровень обобщенности своего отношения к миру природы.

Следует отметить, что обобщенность отношения может формироваться не только на основе позитивного отношения к отдельным природным объектам, но и на основе негативного. Некоторые люди свое отрицательное отношение к комарам, мухам и тараканам путем стереотипизации переносят не только на всех насекомых, но и «на всю эту кишащую мелюзгу», а порой даже на весь мир природы. Они избегают покидать «уютный», «безопасный» город, где чувствуют себя избавленными от нежелательных контактов с «подобными тварями».

Обобщенность отношения к миру природы увеличивается также на основе углубления экологических представлений школьников. Характерно, что для системы представлений дошкольников типично, например, разделенность «животных» и «природы». «Природа» в их представлениях – это деревья, озеро, «все, что за городом». Такое представление, вероятно, формируется на основе фразы «поехать на природу», не раз слышанной от родителей. А «животные» – это собака, кошка, белочка, лиса и т. д., которые как бы «сами по себе». Таким образом, отношение дошкольников к животным – это совсем «другое» отношение, нежели их отношение к «природе».

Доминантность. Безусловно, даже у экологической личности ее субъективное отношение к миру природы совершенно необязательно должно быть значимым, сверхдоминантным. Средний уровень доминантности отношения к миру природы является вполне педагогически приемлемым. Высокие показатели доминантности этого отношения характерны скорее для натуралистов-любителей, профессиональных биологов (работников заповедников, зоопарков), активистов «зеленого» движения и т. д.

Следует отметить, что абсолютное превышение значимости для личности отношения к миру природы над значимостью других отношений (к людям, к себе, к труду и т. д.) может как раз свидетельствовать о социально-адаптационных проблемах данной личности. Высокая доминантность отношения к миру природы может носить компенсаторный характер, как это отмечается у воспитанников интернатов, пациентов психиатрических клиник, детей из неблагополучных семей.

В то же время низкий уровень доминантное отношения к миру природы свидетельствует о пренебрежения личности к экологическим проблемам, о несформированности экологической культуры личности.

Таким образом, представляется, что наиболее педагогически желательным является средний уровень параметра доминантности отношения к миру природы. В этом случае отношение к природе органично вплетается в систему отношений личности, занимая свое достойное место, и в то же время, уступая «законные» позиции группе важнейших социальных отношений личности.

Когерентность. С педагогической точки зрения, наиболее важным представляется формирование когерентности таких параметров, как широта и интенсивность.

Когерентность по широте показывает, насколько согласованы, гармоничны субъективные отношения личности к различным природным объектам.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда школьники любят животных и совершенно равнодушны к растениям или с симпатией относятся к птицам и с отвращением – к земноводным и пресмыкающимся и т. д. Очевидно, что экологическая личность должна обладать высоким уровнем когерентности по широте своего отношения к природе – для экологической личности все природные объекты равноценны. Безусловно, у каждого могут быть свои «любимчики», главное чтобы не было «отверженных» природных объектов.

В этом плане педагогическая задача заключается в выявлении таких «отверженных» природных объектов и педагогической коррекции отношения к ним, что позволяет повысить уровень когерентности отношения личности к природе.

Когерентность по интенсивности показывает насколько отношение личности к миру природы в равной степени проявляется в эмоциональной, познавательной и практической сферах.

На практике учебный процесс зачастую строится таким образом, что актуализирует проявление отношения школьников к природе, в основном, в познавательной сфере, уделяя гораздо меньше вниманий эстетическому, духовному освоению мира природы и технологиям взаимодействия с отдельными природными объектами. Показательно, что экологические игры и практические занятия носят большей частью познавательный характер, просто расширяя экологическую эрудицию школьников.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Педагогические условия деятельности учителя по реализации инновационных образовательных технологий
Кардинальные изменения, происходящие в жизни казахского общества, сложные задачи, стоящие перед образованием на современном этапе развития страны, требуют пересмотра взглядов на сущность и функции профессиональной деятельности учителя в новых условиях. Традиционная парадигма профессионального труда ...

Организация игры. Роль и место преподавателя в дидактических играх
Успешность проведения игры на занятии целиком зависит от преподавателя. Педагог должен организовать творческую игру учащихся, умело ввести их в нее, заинтересовать. Что для этого необходимо и как это сделать? 1. При игре недопустимы отношения, которые существуют в условиях репродуктивного обучения ...

Восприятие метроритма
Методы осознания метроритмической организации звуков при записи представляют собой специфическую область восприятия и требуют особых приемов для усвоения. Звуковысотные и метроритмические соотношения в мелодии неотделимы и только их совокупность образует логику и мысль мелодии. Чаще всего встречают ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru