Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Образовательная мотивация учащегося рассматривается как совокупность мотивов образовательной деятельности, которые подразделяются на следующие группы:
· удовольствие от самого процесса образовательной деятельности – стремление приложить усилия, улучшить показатели собственной образовательной деятельности, испытать интеллектуальное напряжение;
· значимость «положительного» результата – достижение образованности: потребность в глубоких и прочных знаниях, стремление к развитию способности решать проблемы в различных видах деятельности;
· «моральная мотивирующая сила» вознаграждения – положительные оценки, стремление к завоеванию авторитета, одобрения, уважения окружающих;
· значимость «непосредственного» результата – получения документа об образовании;
· «материальная мотивирующая сила» вознаграждения – стремление к получению материальной ценности (того, что имеет денежную цену) как поощрению усилий, прилагаемых учащимися в образовательной деятельности, со стороны окружающих;
· принуждающее давление – стремление к приложению усилий в собственной образовательной деятельности, чтобы избежать наказания.
Понятие «образовательная мотивация» расширяет объём понятий «мотивация учебной деятельности», «познавательный интерес» и одновременно конкретизирует общепсихологический смысл понятия «мотивация» и педагогическое значение понятия «ориентация».
Познавательный интерес является центральным, узловым компонентом понятия «образовательная мотивация».
Согласно теории Г. И. Щукиной, «познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».
Другое о педагогике:
Особенности развития словаря детей дошкольного
возраста
В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим). Как же идет этот специфический процесс? Трех-четырехлетний ребенок может испо ...
Понятийно-категориальное пространство проектной деятельности
Термин "чтение" употребляется в разных значениях: в узком смысле – это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения; в широком – техника чтения и плюс понимание прочитанного ("Методика обучения чтению"). Навык – автоматизированное действие, вырабатывающиеся в результате ...
Основные принципы системы образования в адаптивной модели
Все принципы образования адаптивной модели школы направлены на обеспечение социально-педагогических условий развития социоэкологической образовательной системы, на обеспечение ее полноценной жизнедеятельности. Все принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга. 1.Гуманизация образования означает, чт ...