Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Образовательная мотивация учащегося рассматривается как совокупность мотивов образовательной деятельности, которые подразделяются на следующие группы:
· удовольствие от самого процесса образовательной деятельности – стремление приложить усилия, улучшить показатели собственной образовательной деятельности, испытать интеллектуальное напряжение;
· значимость «положительного» результата – достижение образованности: потребность в глубоких и прочных знаниях, стремление к развитию способности решать проблемы в различных видах деятельности;
· «моральная мотивирующая сила» вознаграждения – положительные оценки, стремление к завоеванию авторитета, одобрения, уважения окружающих;
· значимость «непосредственного» результата – получения документа об образовании;
· «материальная мотивирующая сила» вознаграждения – стремление к получению материальной ценности (того, что имеет денежную цену) как поощрению усилий, прилагаемых учащимися в образовательной деятельности, со стороны окружающих;
· принуждающее давление – стремление к приложению усилий в собственной образовательной деятельности, чтобы избежать наказания.
Понятие «образовательная мотивация» расширяет объём понятий «мотивация учебной деятельности», «познавательный интерес» и одновременно конкретизирует общепсихологический смысл понятия «мотивация» и педагогическое значение понятия «ориентация».
Познавательный интерес является центральным, узловым компонентом понятия «образовательная мотивация».
Согласно теории Г. И. Щукиной, «познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями».
Другое о педагогике:
Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи физического воспитания в дошкольных учреждениях определяются общей целью и конкретизируются с учетом особенностей развития детей в каждом возрастном периоде . Цель физического воспитания - формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического и пси ...
Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического
развития
Систематическая целенаправленная коррекционно-развивающая работа в условиях специальной школы способствует формированию учебной мотивации подростков с задержкой психического развития. Наиболее эффективным должно быть обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторе ...
Особенности формирования ответственности у детей «группы риска»
Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы. Ответственность - это положение, при котором человек отдает полны ...