В числе приоритетных задач педагогики следует выделить интеллектуальное развитие учащихся, профессиональную подготовку и овладение навыками самообразования. Все это требует подбора адекватного содержания образовательного процесса, который помимо учебных элементов, соответствующих тому или иному предмету, должен включать в себя определенную деятельность, также соответствующую научному познанию в данной области. Это, в свою очередь, требует работы педагога в рамках соответствующих педагогических технологий, одна из которых - метод учебного проекта - является наиболее перспективной и методически разработанной.
Во время прохождения преддипломной практики автором была разработана серия уроков литературы по теме «Символизм» с использованием проектной деятельности. На первом уроке прошло знакомство с поэзией серебряного века. Второй урок литературы был посвящен изучению символизма как литературного направления и его отражения в живописи и музыке. На третьем и четвертом уроках прошло знакомство с творчеством «старших» символистов и поэтов-«младосимволистов». Пятый урок являлся итоговым в изучении темы «Символизм» и проектной деятельности. В рамках проекта «Художественный мир эпохи символизма» обучающимися были созданы компьютерные презентации, отражающие определенную тему данного направления. Работа над проектом оказалась очень интересной как для учеников, так и для педагога. Этот факт был получен в ходе анализа результатов опроса по проектной деятельности, проведенном на итоговом занятии по теме «Символизм». Все положительные характеристики применения метода проектов оправдались на практике.
Действительно, учебное проектирование позволяет сориентировать учебный процесс на конкретного учащегося, его познавательные потребности и возможности, дает возможность учесть его индивидуальные качества, его стремление к самосовершенствованию и самопознанию. В работе над проектом учащиеся не просто приобретают знания, но формируют и развивают навыки исследовательской работы, решения задач, умения работать с информацией. Происходит интеграция содержания образования и творческого потенциала учащегося. Это выводит обучающихся на качественно новый уровень; у них формируются и развиваются методологические умения, позволяющие выявить затруднения в собственной деятельности, формулировать возникшие проблемы, определять пути их решения, систематизируя известные знания и приобретая новые в процессе работы, адекватно оценивать качество результата и определять способы его коррекции в случае необходимости. Кроме того, помимо знаний и умений в достаточной мере развиваются мыслительные навыки: анализ, синтез, обобщение, аналогия и др. Таким образом, формируется компетентность - совокупность знаний и умений, а так же предметно-практического, профессионального и жизненного опыта учащегося, что в полной мере отвечает запросам общества к образованию.
Данную технологию следует отнести к здоровьесберегающим, т.к. она комфортна и для учащихся, и для педагогов. Это проявляется в смене деятельности учащихся, в возможности работать в индивидуальном темпе. Учитывая, что в проектной деятельности наряду с результатами рассматривается и процесс, педагог может реально ощутить динамику успешности образовательного процесса, ориентируясь не столько на отметки учащихся, сколько на развитие умения решать учебные или профессиональные проблемы.
Другое о педагогике:
Виды нетрадиционных уроков
Уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок- встреча. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества: урок-сочинение, урок изобретательства, урок-творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок выставка, ур ...
Содержание исследовательской деятельности
Структура научного педагогического исследования: Актуальность. Краткая характеристика социальной и профессионально-предметной ситуации. Проблемы. На решение какой проблемы направлена данная работа. Цель. Обобщённая форма представления результата (прожектное описание результата). Сегодняшний студент ...
Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в
музыкальной педагогике
полихудожественный урок музыкальная литература Проблему взаимодействия искусств в художественном воспитании нельзя отнести к разряду новых. Уже в 20-е годы подходы к ней просматриваются в деятельности основоположников общей педагогики и педагогики искусства – П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Мака ...