Наглядные пособия в обучении детей младшего возраста

Педагогическая теория » Преподавание сольфеджио в детской музыкальной школе » Наглядные пособия в обучении детей младшего возраста

Страница 1

Наглядность играет большую роль при обучении сольфеджио детей младшего школьного возраста, что связано с особенностями их психики.

А.В. Запорожец писал, что формы детского мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое

– не представляют собой возрастных стадий его развития. Это, скорее, стадии овладения некоторым содержанием, некоторыми сторонами действительности. Поэтому, хоть они и соответствуют в целом определенным возрастным группам, и хотя наглядно-действенное мышление проявляется раньше, чем наглядно-образное, эти формы не связаны с возрастом однозначно.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению, как показано в экспериментальных исследованиях А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Венгера, происходит на основе изменения характера ориентировочно-исследовательской деятельности, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной, и, наконец, мыслительной.

Наглядно-действенное

мышление, осуществляемое путем реального действия с предметами, связанное с предметной деятельностью и направленное на ее обслуживание, является первичным и возникает еще в раннем возрасте. Но шестилетний ребенок может прибегать к нему, если перед ним стоит задача, для решения которой у него нет достаточного опыта и знаний.

Наиболее же часто ребенком используется образное

мышление, когда он при решении задачи пользуется не конкретными предметами, а их образами. Сам факт возникновения наглядно-образного мышления очень важен, так как при этом мышление отделяется от практических действий и непосредственной ситуации и выступает как самостоятельный процесс. В ходе наглядно-образного мышления более полно воспроизводится многообразие сторон предмета, которые выступают пока не в логических, а в фактических связях. Другая важная особенность образного мышления заключается в возможности отображения в чувственной форме движения, взаимодействия сразу нескольких предметов. Содержание образного

мышления младшего школьника не ограничивается конкретными образами, но постепенно переходит на более высокую ступень наглядно-схематического мышления. С его помощью отражаются уже не отдельные свойства предметов, а наиболее важные связи в отношениях между предметами и их свойствами.

Как уже было сказано выше, сольфеджио во многом близко точным наукам и содержит много абстрактных понятий (лад, высота звука, длительность, ритм, темп, интервал и т.д.). Для лучшего усвоения учащимися этого трудного для восприятия материала необходимо представить его в наглядной форме, показать абстрактное через конкретное.

Весьма широкое и специфическое применение в музыкальном обучении получили наглядные методы. Функции наглядности – «повысить интерес к учебным предметам, сделать их содержание более доходчивым, облегчить усвоение знаний и способов деятельности». Прослушивание музыки является одним из видов наглядности; в случае если объекты изучения недоступны непосредственному наблюдению, учащиеся получают о них представление опосредованно с помощью иллюстраций, макетов, схем, таблиц, карт. Наглядность в ДМШ может использоваться в ходе преподавания всех дисциплин. Так, в курсе специальности наглядность проявляется в формах показа (например, демонстрация устройства инструмента, аппликатуры, звукоизвлечения и т.д.) и наведения (показ, цель которого – научить учащегося действовать далее самостоятельно).

Все шире находят применение в начальном музыкальном образовании изобразительные иллюстрации. В одних случаях иллюстрации помогают почувствовать настроение музыки или образнее представить ее содержание, в других – постичь некоторые жанровые черты произведений, и т.д. Наконец, удачно подобранные иллюстрации – репродукция, фотография, слайд – могут расширить представление детей о связях музыки с жизненной средой: дать понятие об эпохе, когда создавалась музыка, о времени и условиях ее исполнения, о некоторых явлениях и событиях современной музыкальной жизни. В качестве наглядного средства на музыкально-теоретических предметах используется классная доска, на которой преподаватель рисует различные схемы (схема квинтового круга тональностей, схема построения музыкального произведения и т.д.). Подобные схемы содержат информацию в концентрированном, «свернутом» виде и позволяют порой осмыслить достаточно сложные понятия.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Игровые методы при изучении новой лексики
Игровые формы занятий наиболее эффективны при изучении новой лексики. Рассмотрим несколько примеров дидактических игр применяемых на уроках английского языка. При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word ...

Воплощение технологического подхода в построении конкретных систем обучения
Воплощение технологического подхода в построении систем обучения имеет много примеров из прошлого: система индивидуально предписанного обучения, созданная в середине 1960-х гг. Питтсбургским университетом; система бригадно-индивидуального обучения, разработанная в 1980-е гг. в университете Джонса Г ...

Cоциально-педагогические условия развития креативности младших школьников
В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru