Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Педагогическая теория » Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки » Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Страница 1

В основу своей педагогической концепции Орф положил этнографические формы музицирования, - там он искал и нашел естественно-биологические подтверждения своих идей. Орф считал элементарную музыку доступной к переживанию в детском возрасте и соответствующей психике ребенка. Более того, он считал, что элементарное музицирование доступно всем и не зависит от специального образования, так как есть акт элементарного самовыражения, к которому человек приспособлен самой природой.

Одним из главных принципов К. Орфа при создании окончательной версии Шульверка (сборника моделей для творческого музицирования и изучения стиля элементарной импровизации) была опора на мировой фольклор. Идея не замыкаться в рамках одной музыкальной культуры, а дать детям в Шульверке хотя бы минимальное представление о музыке разных народов нашла отклик у педагогов во многих странах мира. Ценности фольклора Орф рассматривает как предмет общечеловеческого знания, как условие образования и культуры.

В понятии «элементарная музыка» К.Орф объединяет движение и речь как равноправные компоненты, являющиеся основами музыкального искусства. По Орфу «элементарная музыка - это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем, словом, ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как участнику». Очевидно, что речь идет о понятии, которое может иметь отношение к исходным синкретическим культурам древности, современным культурам неевропейских народов, а также к сегодняшним фольклорным традициям, в которых все еще продолжают сохраняться черты первоначального синкретизма.

Синкретизм элементарного музицирования как музыкальной деятельности имеет двойственный характер. С одной стороны, это разнообразие форм деятельности, а с другой, - функциональный синкретизм: устное импровизационное создание композиции, передача ее (исполнение, интерпретация) и слушание (восприятие) также неразделимы в этом процессе. Смысл, значение и роль элементарной музыки полностью осуществляются и осознаются лишь в живом звучании и активном участии в продуцировании. Внутренней сутью этой музыки является креативность, так как элементарная музыка — первейший акт самовыражения и творчества человека.

Элементарная музыка в общей структуре художественной культуры, может быть, не видна и не ощущаема, но она не исчезает оттого, что о ней не упоминают. Она объективно существует всегда в механизмах человеческой памяти, детской элементарной музыке и профессиональном творчестве.

Пытаясь соотнести орфовское понятие «элементарная музыка» с понятиями, применяемыми в отечественном музыковедении, мы установили, что наука, обращаясь к истокам при изучении и постижении наиболее сложных явлений, использует такие понятия как «ранний фольклор», «раннефольклорное пение» (Э. Алексеев). Аналогичной терминологией пользуется М. Харлап, определяя синкретическую стадию становления искусства как «раннюю фольклорную стадию». Близко к понятию Орфа находится также определение «детский музыкально-поэтический фольклор».

Смысл слова «музыка» сподвижниками и продолжателями Орфа понимается более широко, чем это принято традиционно. В сферу музыки включаются самые разные звуковые феномены, часто не попадающие в сложившуюся систему эстетических отношений. И сложнейшая, искуснейшая композиция, и простейшая ритмо-мелодическая формула типа сигнала, передаваемая без «посредников» — равно имеют право называться музыкой. У элементарной музыки своя эстетика, она может, но не обязательно должна стать высоким искусством. Главная функция элементарной музыки - воспитание человеческого духа, творческое самопознание и самовыражение личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Анализ некоторых учебников для старших классов гуманитарного профиля
Как было указано выше, содержание курса математики для классов гуманитарного профиля, несмотря на присутствие традиционных для программы разделов, сокращено. Кроме того, выделенные нами методические особенности говорят о необходимости смещения акцентов при рассмотрении тех или иных вопросов математ ...

Коррекционная программа педагогической помощи детям группы риска
Так как исследование проводилось в октябре месяце 2002 года, то организуя с детьми группы риска серию коррекционных занятий, можно несколько улучшить их результаты. Задания должны быть направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи, тонкой моторики и координации движений рук, ...

Образовательная мотивация школьников
Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Образо ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru