Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Педагогическая теория » Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки » Педагогическая концепция К. Орфа и традиции русского детского музыкально-поэтического фольклора

Страница 1

В основу своей педагогической концепции Орф положил этнографические формы музицирования, - там он искал и нашел естественно-биологические подтверждения своих идей. Орф считал элементарную музыку доступной к переживанию в детском возрасте и соответствующей психике ребенка. Более того, он считал, что элементарное музицирование доступно всем и не зависит от специального образования, так как есть акт элементарного самовыражения, к которому человек приспособлен самой природой.

Одним из главных принципов К. Орфа при создании окончательной версии Шульверка (сборника моделей для творческого музицирования и изучения стиля элементарной импровизации) была опора на мировой фольклор. Идея не замыкаться в рамках одной музыкальной культуры, а дать детям в Шульверке хотя бы минимальное представление о музыке разных народов нашла отклик у педагогов во многих странах мира. Ценности фольклора Орф рассматривает как предмет общечеловеческого знания, как условие образования и культуры.

В понятии «элементарная музыка» К.Орф объединяет движение и речь как равноправные компоненты, являющиеся основами музыкального искусства. По Орфу «элементарная музыка - это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем, словом, ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как участнику». Очевидно, что речь идет о понятии, которое может иметь отношение к исходным синкретическим культурам древности, современным культурам неевропейских народов, а также к сегодняшним фольклорным традициям, в которых все еще продолжают сохраняться черты первоначального синкретизма.

Синкретизм элементарного музицирования как музыкальной деятельности имеет двойственный характер. С одной стороны, это разнообразие форм деятельности, а с другой, - функциональный синкретизм: устное импровизационное создание композиции, передача ее (исполнение, интерпретация) и слушание (восприятие) также неразделимы в этом процессе. Смысл, значение и роль элементарной музыки полностью осуществляются и осознаются лишь в живом звучании и активном участии в продуцировании. Внутренней сутью этой музыки является креативность, так как элементарная музыка — первейший акт самовыражения и творчества человека.

Элементарная музыка в общей структуре художественной культуры, может быть, не видна и не ощущаема, но она не исчезает оттого, что о ней не упоминают. Она объективно существует всегда в механизмах человеческой памяти, детской элементарной музыке и профессиональном творчестве.

Пытаясь соотнести орфовское понятие «элементарная музыка» с понятиями, применяемыми в отечественном музыковедении, мы установили, что наука, обращаясь к истокам при изучении и постижении наиболее сложных явлений, использует такие понятия как «ранний фольклор», «раннефольклорное пение» (Э. Алексеев). Аналогичной терминологией пользуется М. Харлап, определяя синкретическую стадию становления искусства как «раннюю фольклорную стадию». Близко к понятию Орфа находится также определение «детский музыкально-поэтический фольклор».

Смысл слова «музыка» сподвижниками и продолжателями Орфа понимается более широко, чем это принято традиционно. В сферу музыки включаются самые разные звуковые феномены, часто не попадающие в сложившуюся систему эстетических отношений. И сложнейшая, искуснейшая композиция, и простейшая ритмо-мелодическая формула типа сигнала, передаваемая без «посредников» — равно имеют право называться музыкой. У элементарной музыки своя эстетика, она может, но не обязательно должна стать высоким искусством. Главная функция элементарной музыки - воспитание человеческого духа, творческое самопознание и самовыражение личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Становление и развитие детского движения в 20–30-х гг. ХХ в
социальный педагогический беспризорность пионерский Воспитанию социальной активности детей в начале 20-х гг. способствовало пионерское движение. Это было время сложного противоречивого процесса его организационного оформления. В центре внимания первых теоретиков и практиков детского коммунистическо ...

Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии
Теоретическое представление о воспитании – это в первую очередь качественная характеристика профессионального мышления, позволяющая «видеть» процесс в сиюминутном событии, а воспитательный результат – в реакции ребенка. Влияние теоретических взглядов имеет свое выражение, форму своего выявления. Он ...

Проблема оценки отношений подростка с классом в психолого-педагогической литературе
Интенсивное развитие общения детей со сверстниками получает в подростковом возрасте. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношения с окружающими людьми. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для п ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru