Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки

Педагогическая теория » Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки

Современное состояние гуманитарного образования школьников можно характеризовать с позиции совершенствования процесса в самых разных его направлениях. Так, образовательная область «Искусство», предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, перенять духовный опыт предыдущих поколений, освоить непреходящие ценности культуры, в том числе и культуры народной.

Будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта, фольклор всегда чутко отзывался на запросы людей. Являясь одним из действенных и ярких средств народной педагогики, он всегда таил в себе огромные дидактические возможности.

Развитие теоретической мысли и экспериментальная практика показали, что:

- обогащение педагогического процесса фольклором служит действенный методом гуманизации воспитания ребёнка;

- фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей;

- детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации;

- в силу своей синкретической природы, укоренившимися традициями свободного варьирования, импровизации, фольклор является благодатной почвой для формирования у детей творческих способностей.

Сказанное послужило основанием актуальности избранной нами проблемы исследования и позволило следующим образом сформулировать его тему: «Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки».

Целью нашего исследования является разработка технологии развития творческих способностей младших школьников в условиях урока музыки на примере освоения русского музыкального фольклора.

В качестве объекта исследования избирается музыкально-образовательный процесс в начальной школе.

Предметом исследования являются пути и способы развития творческих способностей учащихся.

Гипотеза исследования заключается в следующем: творческое развитие младших школьников средствами русского музыкального фольклора на уроках музыки будет протекать более эффективно, чем в существующей практике, если:

- творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого художественного пространства и как критерий эффективности процесса обучения;

- отбор и структурирование содержания образования будет проводится на основе модели, отражающей последовательность реализации развития творческих способностей на материале русского музыкального фольклора с учетом изменений в личностной, познавательной и деятельностной сферах;

- основным средством реализации будут предлагаемые в исследовании методы развития творческих способностей.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выделить рабочее определение понятия «творческие способности».

2. Выделить компоненты, критерии, показатели развития творческих способностей.

3. Разработать технологию развития творческих способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора.

4. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии.

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической, музыковедческой, методической литературы по исследуемой проблеме;

- моделирование; анализ и обобщение теоретического и практического материала по развитию творческих способностей; педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, анализ учебных планов и программ, педагогический эксперимент.

База исследования: эксперимент осуществлялся в течение 2-х лет в условиях естественного учебного процесса с учащимися начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 г. Омска».

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На первом, подготовительном этапе (июль – август 2005) изучались теоретические аспекты проблемы, происходил выбор темы и ее теоретическое осмысление, определялись цель, предмет, объект и задачи исследования, уточнялась гипотеза. На втором этапе (сентябрь 2005 – май 2006) определялись структура и организация экспериментального исследования, проводился педагогический эксперимент. На третьем этапе (июнь 2007) осуществлялись интерпретация и оформление полученных результатов исследования, уточнялись выводы.


Другое о педагогике:

Общая характеристика организации практической работы
Практическая работа по данной теме началась в сентябре 2008 года, завершающий этап был в апреле 2009 года. На первом этапе исследования изучались и анализировались литературные источники, подбирались наиболее эффективные средства и методы обучения, подбирались методы исследования. На основе выше из ...

Типология уроков
Вопросу типологии уроков посвящено много педагогических исследований. Уроки классифицировали исходя из методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся, из содержания и способов проведения уроков. Поэтому единой общепризнанной классификации уроков в современной педагогики нет, н ...

Использование дидактических игр и лексических упражнений для развития словаря детей 4-5 лет
Для изучения влияния дидактических игр и лексических упражнений на развитие словаря детей были разработаны занятия с использованием данных упражнений. Эти занятия были проведены в средней группе детского сада. С учетом современных психолингвистических представлений А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, Е.Н. ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru