Особенности включения музыкальных инструментов в процесс музицирования

Страница 1

Существует мнение, что использование инструментов и особенно заданий по музицированию вносит в урок неорганизованность, хаос звуков, отвлекает учащихся от грамотного и эмоционального исполнения, от восприятия музыки. Если учитель впервые начинает вводить инструменты лишь во втором или третьем классе, то в течение пяти-шести уроков ребята действительно отвлекаются, часто раздается незапланированный стук, треск. Чтобы избежать этого, мы на первое время вместо музыкальных инструментов предлагали ребятам обычные погремушки и палочки. Перед уроком их распределяли так, чтобы каждый ученик имел одно из этих «пособий». И действительно, много их было попорчено, прежде чем школьники научились брать игрушку бесшумно, выполнять задание ритмично, негромко, аккуратно класть ее на парту и «не замечать» во время пения или слушания. Но интерес детей к этой форме музицирования позволил постепенно установить необходимую дисциплину. Приблизительно с третьего-пятого урока эпизодически использовали на занятиях инструменты, но получала их небольшая группа ребят и на короткое время. За игрой этих групп следил весь класс и словесно оценивал качество исполнения.

Лишь после успешного выполнения заданий группами учащихся мы переходили к эпизодическому включению в музицирование всего класса. Но и это лучше делать в конце урока, распределяя инструменты по рядам: один ряд играет на деревянных инструментах, другой-- на металлических, третий - на незвуковысотгных или эвуковысотных.

Чтобы устранить хаос звуков на звуковысотных музыкальных инструментах во время обдумывания в классе творческих заданий, мы часто использовали «немые» клавиатуры, то есть графическое изображение металлофонов и других звуковысотных инструментов.

Подобные изображения имел перед собой каждый ученик. Этот прием эффективен и для активизации внутреннего слуха ребят.

Отмеченные выше трудности или не возникают совсем, или легко устраняются, если учитель систематически пользуется на уроке инструментами с самого начала первого года обучения. Успех предлагаемой работы зависит во многом от того, как учитель знакомит ребят с инструментами, какие предлагает задания. Чрезвычайно важно, чтобы они строились на базе уже имеющегося у детей музыкального опыта и были направлены на оперирование им. Иначе, как показала практика, первоклассники могут принять инструменты как предмет развлечения.

В середине сентября - (к этому времени дети обычно уже знакомы с двумя ритмическими единицами - четвертью и восьмой), с низкими, средними и высокими звуками, с простейшим ритмическими формулами

q q ; eeee; eeq ; q ee

Мы сообщаем детям, что для них есть сюрприз - музыкальные инструменты, что с этого урока на занятиях они не только будут петь, слушать музыку, но и играть на инструментах. Пользоваться ими надо осторожно, держать свободно, иначе они будут издавать звук неприятный, резкий. Чтобы инструменты звучали мягко, красиво, надо знать, как извлекается звук. Инструменты помогут ярче передать характер того или иного произведения. Например, на треугольнике хорошо сопровождать пение русской народной колыбельной песни, так как он издает мягкий, нежный звук, а на коробочках - аккомпанировать веселому русскому народному танцу.

Учитель показывает звучание, тембр инструментов. Начальные представления о навыках игры, особенностях звучания инструментов необходимо закрепить на первом же занятии. Для этого мы используем игру «Эхо» и «Угадай-ка».

Для «Угадай-ки», например, детям раздаются разные инструменты. У педагога также остается комплект инструментов. Учитель играет простейший ритмический мотив так, чтобы ребята не видели источника звука. Вслед за педагогом услышанный мотив повторяют те дети, у которых такой же инструмент, как только что прозвучавший. Важно, чтобы ребята в игре передали и ритмическую сторону, и характер услышанного мотива. Поэтому они должны очень внимательно его прослушать.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Фольклор и его специфика
Проблемы, которые фольклористика стремится сегодня разрешить, связаны прежде всего с вопросами теории фольклора - вопросами, бывшими в центре внимания дискуссий еще в 60-70-е гг. ХХ в. Так, Неклюдов С.Ю. писал: «Современное состояние фольклористики характеризуется, с одной стороны, известной незако ...

Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация
Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития было начато в отечественной дефектологии в 60- е годы прошлого столетия. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовского были представлены первые обобщения клинических данных о ...

Функциональные особенности образования
Образование как социальный институт имеет относительную самостоятельность по функциям, обладает преемственностью систем, способностью оказывать активное воздействие на развитие общества. Состояние и функции этой системы определяются господствующим в данном обществе способом производства и экономиче ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru