Индивидуальные технологии природопользования в естественной среде

Педагогическая теория » Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности » Индивидуальные технологии природопользования в естественной среде

Каждый человек является индивидуальным природопользователем. Его экологическое поведение в природной среде чаще всего реально связано с добыванием тех или иных материальных продуктов, «даров природы». Практически вся «широта» такого рода деятельности представлена в строке из некогда популярной песенки: «В Подмосковье ловятся лещи, водятся грибы, ягоды, цветы. Лучше места в мире не ищи .». В процессе экологического образования целесообразно сформировать у школьников как стратегии «бережной» добывающей деятельности, так и соответствующие адекватные «ресурсосберегающие технологии». Главное стратегическое положение добывающей деятельности заключается в преодолении широко распространенных экологических установок типа: «Природа не обеднеет», «На мой век хватит» и т. д. Основным психологическим контекстом такой деятельности должна стать радость от встречи с миром природы, отношение к его «дарам» как к удивительным и чудесным природным творениям. В процессе добывающей деятельности очень важно ставить соответствующие познавательные и эстетические педагогические акценты.

Сбор грибов – уникальное по увлекательности занятие, позволяющее в полной мере реализовать охотничий инстинкт человека. Это занятие позволяет педагогу органично «подставлять» познавательную мотивацию вместо узко прагматической.

В процессе экологического образования учащиеся могут овладеть также методикой составления карты грибов, наблюдения за динамикой их роста, способами закладки грибных плантаций, приемами заготовки, искусством грибной кулинарии и т. д.

В содержательном плане стратегия и технология сбора ягод (земляника, малина, черника и др.) во многом аналогичны тому, что говорилось о грибах. В отношении ягодных растений могут быть рассмотрены все указанные аспекты. Для примера отметим только одно принципиальное отличие в стратегии сбора. Если при сборе грибов лучше оставлять самые маленькие из них (их практически невозможно отделить от грибницы, не повредив ее), то, собирая ягоды, экологически целесообразно оставлять самые крупные, так как в них созревают «крупноплодные» семена. Можно даже специально собирать крупные ягоды для закладки в лесу новых ягодных плантаций.

Хотя занятие рыбной ловлей, как лишающее жизни природные объекты, противоречит принципам экологической психопедагогики, его огромная популярность требует уделения внимания в процессе экологического образования. К счастью, рыбалка в большинстве случаев рассматривается школьниками не с прагматических, а с эстетических и познавательных позиций. Экспериментально установлено, что степень непрагматического отношения к миру природы у активных рыболовов-любителей выше, чем в среднем на выборке сверстников.

Педагогически целесообразно формировать у юных рыболовов следующую стратегию – поймать крупную рыбу на тонкую изящную снасть; ловить не все, что попадется на крючок, а ту рыбу, которую задумал поймать заранее – изучил ее образ жизни и местообитание, подготовил соответствующую снасть и насадку и т. д. Целесообразно привлекать школьников-рыболовов к участию в международном рыболовном движений за выпуск пойманной рыбы. Следует отметить, что в некоторых школах Германии рыболовство преподается как учебный предмет (в том числе и для девочек). Есть такая школа и в Москве.

В процессе экологического образования целесообразно включить также освоение технологий сбора лекарственных растений, фотоохоты, полевого определения различных природных


Другое о педагогике:

Образование как средство развития человека – формирование инвестиций в человеческое развитие
Инвестиции в человеческий капитал содействуют не только повышению доходов индивида, но и способствует росту производительности труда. Сторонники теории человеческого капитала подходят к рассмотрению инвестиций в человека, основываясь на концепции «предельной полезности» и «предельной производительн ...

История развития миграционной педагогики в России
Понятие «мигрантская (миграционная) педагогика» в своем развитии в педагогической науке и практике России (как и в США) основывается на важнейших идеях гуманистической психологии, педагогики, процессах демократизации, толерантности, мультикультурализма. Выбор этих идей в качестве доминирующих и цел ...

Профессиональный идеал педагога-воспитателя
Развитие личности человека во многом зависит от того, как формируется его самооценка. Психологи отмечают два основных приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй, более распространённый, заключается в социальном ср ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru