Особенности включения музыкальных инструментов в процесс музицирования

Страница 4

Игра на инструментах, в основе которой лежит звуковысотное движение мелодии, и использование ручных знаков с активным оперированием соотношениями ступеней в ладу удобно сочетаются между собой. Движения рук при смене звуков мелодии, которую ребята слушают и поют, создают наглядную картину изменения высоты звуков. В свою очередь, горизонтально- плоскостные перемещения рук во время игры делают смену звуковысотного движения не только слышимой, но и видимой: дети воспринимают целостный зрительный ряд всей последовательности ступеней лада. Даже если ребенок играет на ограниченном количестве ступеней, которые «сняты» по известным ему причинам. Кстати, данный прием укрепляет представления о подвижности тоники, этому способствуют зрительно-слуховая наглядность перемещения тоники при исполнении мелодий от разных тонов и возможность изменить строй инструмента силами самих детей (например, снятием пластин, расположенных ниже новой тоники).

Мы считаем нецелесообразным надолго откладывать знакомство школьников с тем, что любая мелодия может быть исполнена от разных звуков. В этом случае должны убедиться и в пении, и в игре. В каждом случае важно обращать внимание учащегося на то, какую ступень он слышит в данный момент, и предлагать найти самый устойчивый звук исполненной мелодии на инструменте. Убедив детей в том, что любой звук может быть тоникой, следует тренировать у них навык определения «имени» такого самого устойчивого звука в различных произведениях. Активизировать эти представления у первоклассников, конечно, надо на чрезвычайно простом материале.

Вначале детям предлагаются инструментальные партии, дублирующие ритмическое движение мелодий несложных детских песен, попевок, которые обычно используются для закрепления примарного звучания диапазона первоклассников. Затем мы рекомендуем сопровождение к песням, построенное на пульсации долей музыки. Как только дети научатся свое пение сопровождать чередованием сильных и слабых долей, подключаем аккомпанемент, построенный на остинатном повторении простых ритмических фигур. Последний вид сопровождения способствует формированию представлений об эмоциональной сущности ритма и несет в себе изобразительные функции (например, представляет четкое тиканье часов или монотонное постукивание дождя и т. д.).

При слушании музыки (напр., русская плясовая «Барыня») ритмические партитуры активизируют наблюдение учащихся за развитием характера музыки. Уже с первых занятий детям полезно сопровождать ритмическим аккомпанементом на инструментах пульсацию произведения, исполняемого учителем. Причем каждой части конкретного произведения (в нашем случае – вариации) должна подыгрывать наиболее соответствующая ее характеру определенная группа инструментов. Отталкиваясь от национальной специфики звучания музыкального материала выбор незвуковысотных музыкальных инструментов можно расширить за счет деревянных ложек, трещоток, рубеля и др. русских народных инструментов. Здесь необходимо заметить, что простейшие русские музыкальные инструменты (незвуковысотные ударные: бубенцы на ручке, кокошник; звуковысотные духовые: свистульки из клена, кугиклы) учащиеся 1 класса учились изготавливать на уроке при помощи учителя (тема: «Звуки музыкальных инструментов», уроки 11-13). Ниже остановимся более подробно на изготовлении музыкальных «инструментов» используемых детьми в фольклорно-исполнительской практике.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое о педагогике:

Из истории изучения детской речи
Детская речь изучается в настоящее время разными науками. Наиболее часто детскую речь выделяют в качестве объекта исследования психология, психолингвистика и лингвистика, используя при этом свои, специфические методы, концентрируя внимание на каком-либо одном аспекте этого сложного явления. Речь ак ...

Социальная работа как профессия
Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке ...

Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника
Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д. Можно выделить 3 ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru