Особенности включения музыкальных инструментов в процесс музицирования

Страница 3

Данная модель достаточно удобна не только для пения и подбора аккомпанемента на основе ostinato (мелодическое ostinato + бурдонный бас) в пентатонике, но для разыгрывания.

Ниже приводим вариант инструментовки для орф-инструментов

Вариант. Один из участников игры изображает Кострому, он садится на стул и делает вид, что дремлет. Остальные играющие ведут вокруг него хоровод и поют.

С Костромой переговариваются:

- Тук, тук – у ворот!

- Кто там?

- Кузьма Криворот.

- Зачем?

- Ты жива ли, Кострома?

- Жива.

- На чем?

- На пригоренке.

- Что делаешь?

Кострома говорит:

Я не сплю, не лежу,

Я на улицу не хожу.

Я, хозяйка Кострома,

Наварила киселя.

Кисель с молоком,

Блины с творогом,

Каша масленая,

Ложка крашеная!

Дети, стоящие в кругу, подходят к Костроме и просят: «Костромушка-Кострома, дай отведать киселя!» Кострома поманивает детей к себе ближе словами: «Подходите до меня, дам отведать киселя!», затем вскакивает на ноги и старается схватить кого-нибудь из игроков. Все от нее убегают. Кого первого поймает, тот становится Костромой, и игра повторяется.

На начальном этапе художественно-творческого воспитания особенно важно использовать один и тот же музыкально-познавательный материал для формирования у школьников элементарных вокально-технических и исполнительских представлений, ладового, ритмического чувства и чувства музыкальной формы, первоначальных навыков игры на инструментах, понятий о принципах сочинения шумового или мелодического вступления к песне или пьесе, простершего аккомпанемента к мелодии, о выборе инструмента подходящего тембра. Поэтому одни и те же вокально-инструментальные миниатюры мы используем и как упражнения для распевания, и как инструментально-мелодический этюд, и как материал для усвоения вычлененного, конкретного ритмического рисунка, и как своего pода образец для самостоятельного творчества.

На следующем этапе к песенным миниатюрам, к пьесам пишутся несложные ритмические партитуры. Подбираются произведения, сходные между собой по ладовым, ритмическим оборотам, по строению партитуры. Это делается для того, чтобы учащиеся могли сравнить два образца в чем-то близкие друг дpyгy и вместе с тем контрастных по настроению. На таких примерах легче всего объяснить и дать почувствовать ребятам, что сочетание одних и тех же ступеней лада (или ритмических длительностей) может создать различные музыкальные образы, что характер музыки зависит от применения композитором средств художественной выразительиости: ритма, темпа, динамики, способа звуковедения и т. д.

Первые песни и пьесы были весьма ограничены по диапазону, ясны и просты по интонациям. Они были построены на чередовании и повторах V и III или V и VI ступеней мажора. В каждой последующей миниатюре объединялось по несколько характерных ладовых интонаций (V—VI, V—III, I—III; V— III, I—III; I—II, Г—III; V—VIII, V-I; VIII—V. VI—V; VIII—VII, VIII—V).

Применение инструментов способствует формированию ладовых представлений. Первые представленияи о той или иной вычлененной интонации мажора дети приобретают в процессе игры в «Эхо». Как только школьники начинают узнавать мелодию в нотной ритмической записи или по ручным знакам ступеней лада, мы предлагаем им попробовать играть песни на звуковысотных инструментах. Чтобы активизировать и направить внимание ребят на слуховое запоминание интонаций,построенных на главных ступенях лада, на анализ высотных соотношений и характер ступеней, мы использовали прием игры на ограниченном количестве пластин (на инструменте остаются лишь те пластинки, которые необходимы для исполнения данного материала). Такой прием помогает сконцентрировать внимание ребят на ощущении ладовых закономерностей, а не тратить его на поиск нужных пластин среди полного звукоряда. Специальная конструкция орф-инструментов позволяет менять набор пластин, что не только способствует более прочному и быстрому закреплению ладовых представлений, но и позволяет в музицировании выйти за пределы до мажора (в наборе имеются дополнительные фа-диез и си-бемоль). Благодаря этому школьники могут играть мелодии знакомых песен в удобной для пения тональности как на ограниченном количестве ступеней, так и на полном звукоряде. В последнем случае ребята ориентируются на тонику, которой всегда будет соответствовать самая нижняя пластина. Приобретая новые знания, ученики параллельно закрепляют то, что узнали ранее.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Особенности развития личности младших школьников и формирования их творческих способностей
Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Он открывает для себя новое место в социальном, пространстве человеческих отношений; умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обс ...

Коммуникативный подход к созданию системы упражнений как средство развития творческого мышления
инновационный творческий урок английский Обусловленная и определяемая современными требованиями ускоренного социально-экономического развития Казахстана и необходимостью подготовки адекватных темпам общемирового развития отечественных профессиональных кадров, способных обеспечить конкурентоспособно ...

Диагностика представлений и умений детей младшего возраста по разделу проекта «Первые шаги в математику»
Сохранение количества и величины. Высокий - Ребёнок самостоятельно устанавливает количественное соответствие двух групп предметов, даёт числовую оценку их количеству. Самостоятельно может проверить результат, пользуясь приёмами наложения, приложения. В речи оперирует словами: столько же, больше, ме ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru