1 класс:
В школьной программе для I класса ведущим разделом является гимнастика, включающая строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения с мячами, упражнения в лазанье, танцевальные упражнения, акробатические упражнения, лыжную подготовку, подвижные игры.
Строевые упражнения. К строевым упражнениям относят действия на месте и в движении. Кроме того, на занятиях применяют гимнастические построения и размыкания, а также фигурную маршировку.! В программу для I класса включены следующие строевые упражнения: строевая (основная) стойка; построения в шеренгу, в колонну по одному, в круг; перестроение из шеренги в колонну по два (по три); повороты на месте; размыкание в колонне и шеренге; выполнение команд «На-пра-во!», «Нале-во!», «На месте шагом - марш!», «Шагом - марш!», «Класс, стой!», а также некоторые другие действия, связанные с перечисленными.
Строевые упражнения можно включать в любую часть урока, но обучать им надо, как правило, в подготовительной части. На уроке рекомендуется обучать двум-трем строевым упражнениям, отводя на это 3-5 мин.
Все строевые упражнения выполняются по команде, которую следует подавать громко, отчетливо, выделяя ее предварительную и исполнительную части. Предварительная часть команды произносится слегка протяжно. Исполнительная подается после небольшой паузы отрывисто и энергично. Для управления классом применяют не только команды, но и распоряжения. К распоряжениям прибегают, когда нет необходимости в четком и одновременном выполнении тех или иных действий. Распоряжения подаются иначе, чем команды (например, «Повернитесь направо!»). Для отмены команды в случае нечеткого ее выполнения подается команда «Отставить!», по которой ученики принимают прежнее положение.
Во время обучения строевым упражнениям учителю не рекомендуется ходить вдоль строя, так как это рассеивает внимание учеников и затрудняет восприятие ими команд и указаний. Команды и указания подают громко и отчетливо.
Общеразвивающие упражнения. В младшем школьном возрасте общеразвивающие упражнения имеют большое значение для разностороннего физического развития детей, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Выполняя простейшие упражнения для рук, ног и туловища, школьники учатся управлять своими движениями, получают представления об их параметрах: амплитуде, ритме и темпе. Под воздействием этих упражнений у школьников воспитываются такие качества, как быстрота, ловкость, развиваются координационные способности, что содействует созданию благоприятных предпосылок для овладения более сложными двигательными действиями. С помощью общеразвивающих упражнений, направленных на развитие мышц спины, шеи, плечевого пояса и брюшного пресса, у детей формируется правильная осанка, устанавливается оптимальная частота и техника дыхания.
В практике физического воспитания младших школьников общеразвивающие упражнения выполняются в виде отдельных упражнений или их комплексов. При выборе упражнений учителю необходимо руководствоваться следующими методическими правилами:
- содержание упражнений, их функциональная направленность должны соответствовать решению поставленных конкретных задач. Например, задачи утренней гимнастики и физкультминутки различны, значит, и включаемые в них упражнения должны быть разными по структуре и характеру;
- упражнения должны быть доступными школьникам, т. е. хорошо технически освоенными и соответствовать функциональным возможностям детей.
Составляя комплексы общеразвивающих упражнений для младших школьников, необходимо учитывать направленность их влияния на органы и структуры организма детей, соблюдая при этом определенную последовательность воздействия:
- упражнения, направленные на формирование правильной осанки; этими упражнениями начинается и заканчивается комплекс;
- упражнения, активизирующие деятельность основных жизненно важных систем и функций организма (например, ходьба, бег);
- упражнения на развитие крупных (по возможности) мышц ллечевого пояса, туловища и ног;
- упражнения на развитие координации движений и гибкости (например, махи правой и левой, наклоны, приседания, прыжки);
- дыхательные упражнения.
Во время выполнения физических упражнений необходимо следить за дыханием школьников, правильным сочетанием дыхательных циклов с характером двигательных действий (например, вдох делается при разгибании туловища, при сгибании - выдох).
Другое о педагогике:
Игры с условной ситуацией для развития связной речи
учащихся
Мы учимся вместе, друзья! Цель игры. Помочь учащимся скорее познакомиться с другом. Воспитывать у них доброжелательность, внимание к товарищам. Материал для проведения игры. Мяч среднего размера. Ход игры. Все ученики становятся в круг, учитель с мячом находится внутри круга. Он бросает мяч кому-ли ...
Игровой метод в начальном этапе в обучении плаванию
Игра - важное средство обучения плаванию. Она помогает воспитанию чувств товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, ...
Условия развития креативности младших школьников на уроках физкультуры
Реализуя принцип сознательности и активности, следует воспитывать у занимающихся креативное отношение к процессу физического воспитания, инициативу и самостоятельность. Это магистральный путь, способствующий достижению высоких результатов на каждом занятии и внедрению физической культуры в быт. Осн ...