Краткая история уставов 1863, 1884 гг

По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета - историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском - учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам.

Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. Но после убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль над преподавателями. Тем не менее, университет сумел сохранить себя как один из центров передового научного знания и духовной жизни России.

Устав 1884 года сохранил деление факультетов, но увеличил количество дисциплин до 56. Наибольшим изменениям были подвергнуты принципы университетской автономии, которые зафиксированы в обоих уставах. Если устав 1863 года предполагает выборность всех руководящих должностей, то новый устав наоборот ограничивал автономию университета и усиливал надзор Министра Народного Просвещения и Попечителя Учебного Округа над тем, что происходило в университете. Эти изменения коснулись и внешнего вида студентов. Устав 1863 года отменял обязательное ношение студенческой формы, то устав 1884 года требовал ее ношения в обязательном порядке. Оба документа утверждали срок обучения в университете. Для медицинского факультета – 5 лет, для студентов остальных факультетов – 4 года. Все эти изменения в уставе свидетельствуют о трениях, которые постоянно возникали между Московским университетом и правительством. Именно в это время характеризуется развитием студенческих движений, и вовлечение студенчества в революционные процессы.


Другое о педагогике:

Литература и поэзия на уроках в ДШИ
Музыка – вид искусства, обращенный к нашему “внутреннему зрению”, слуху. Сила ее воздействия не в конкретности образов, а в выражении человеческих чувств. Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосв ...

История появления драматизации на уроках английского языка
Принципы широкого использования театрального искусства в современной школе давно и успешно разрабатываются в Лаборатории театра Института художественного образования РАО. Основоположник этого направления в педагогике театральный режиссер П.М. Ершов изложил свое видение различных аспектов в книге, н ...

Сущность и значение деятельности и общения в воспитательном процессе
Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие "воспи ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru