Краткая история уставов 1863, 1884 гг

По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета - историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском - учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам.

Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. Но после убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль над преподавателями. Тем не менее, университет сумел сохранить себя как один из центров передового научного знания и духовной жизни России.

Устав 1884 года сохранил деление факультетов, но увеличил количество дисциплин до 56. Наибольшим изменениям были подвергнуты принципы университетской автономии, которые зафиксированы в обоих уставах. Если устав 1863 года предполагает выборность всех руководящих должностей, то новый устав наоборот ограничивал автономию университета и усиливал надзор Министра Народного Просвещения и Попечителя Учебного Округа над тем, что происходило в университете. Эти изменения коснулись и внешнего вида студентов. Устав 1863 года отменял обязательное ношение студенческой формы, то устав 1884 года требовал ее ношения в обязательном порядке. Оба документа утверждали срок обучения в университете. Для медицинского факультета – 5 лет, для студентов остальных факультетов – 4 года. Все эти изменения в уставе свидетельствуют о трениях, которые постоянно возникали между Московским университетом и правительством. Именно в это время характеризуется развитием студенческих движений, и вовлечение студенчества в революционные процессы.


Другое о педагогике:

Что такое метод проектов
В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодейст­вие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает ...

Современное мировое образовательное пространство. Понятие и формирование
Мировое образовательное пространство является сложным, неравномерным, многоуровневым процессом тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований, базирующихся на единстве в подходах, целеполагании, в содержании образования, в терминологии, категориях и стандартах, в подведении итог ...

Технологии эстетического освоения природных объектов
Экспериментальные исследования показывают, что существует рассогласование между потребностью людей в эстетическом освоении мира природы, наслаждении ее красотой и предпочтением тех или иных видов деятельности, направленной на природу. Люди занимаются сбором ягод, грибов, рыбалкой и т. д., а природо ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru