Виды внешкольные форм экологического образования

Страница 1

1. Значение неформального экологического образования

Значительная роль в формировании экологического сознания личности принадлежит так называемой системе неформального экологического образования. Под неформальным экологическим образованием понимается процесс формирования экологического сознания в рамках деятельности различных учреждений культуры: музеи природы и соответствующие отделы краеведческих музеев, зоопарки и ботанические сады, национальные парки и заповедники, «Дома природы» и т. д., в которых созданы экологические экспозиции. Экологические экспозиции – это специфическая форма демонстрации объектов и материалов на экологическую тему, представленных по определенной системе, служащая целям экологического образования.

Учреждения неформального экологического образования обладают рядом преимуществ перед высшей и средней школой. В частности, люди посещают такие экологические экспозиции всегда добровольно, с хорошим настроением, воспринимая экологическую информацию как бы в ситуации отдыха. Кроме того, эти учреждения способны быстро реагировать на возникающие экологические проблемы (ядерная авария, острая угроза истребления определенных видов и т. д.), в то время как в школе изменение преподаваемого содержания требует ряда согласований и экспертиз.

Современный естественнонаучный музей уже не представляет собой просто кунсткамеру, собирающую, систематизирующую и хранящую различные природные материалы. Сегодня музей является средством активной пропаганды экологических и природоохранных знаний.

Наиболее традиционные подходы к формированию экологических экспозиций в музеях сводятся к следующим положениям.

1. Демонстрация большого по объему флористического, фаунистического и геолого-минералогического материала, размещенного по принципу научной систематики (академические музеи Москвы и Санкт-Петербурга). Такие экспозиции способствуют формированию широты представлений о мире природы.

2. Создание научных экспозиций экологического характера по принципу биоценотических сообществ растений и животных (комплексные естественнонаучные и краеведческие музеи).

3. Демонстрация охраняемых растений, животных, геологических объектов, информация об охраняемых территориях данной местности (музеи при заповедниках, ВУЗах, школах).

4. Проблемные экспозиции, отражающие сегодняшнюю ситуацию на уровне организма, популяции, сообществ, экологической системы, биосферы в целом на основе идей В.И. Вернадского и представлений современной экологической науки (музеи им. Тимирязева в Москве, им. Докучаева в Санкт-Петербурге и др.).

5. Экспозиции по теме «Охрана природы», построенные на основе принципа рационального природопользования. Такая экспозиция может состоять из четырех частей: общие проблемы охраны природы в их экологических и социальных аспектах; использование природных ресурсов на локальном, региональном и глобальном уровне; территориальные проблемы охраны природы; охрана природы на государственном я международном уровне.

Как правило, при музеях создаются кружки зоологов, ботаников, геологов и т. д. Для педагогов издаются различные методические материалы к экскурсиям, содержащие научно-справочные материалы.

Экскурсии школьников в музеи имеют свои особенности. Их обычно проводят сотрудники музея, хотя это могут делать и сами педагоги, предварительно разработав план занятия совместно с методистом музея. До похода в музей целесообразно провести предварительное занятие в классе, на котором ставятся проблемы, обозначается общая стратегия поведения и работы в музее.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Роль сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста
сюжетный ролевой игра дошкольник Проблема сюжетно-ролевой игры как основного вида деятельности - одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике. Существуют различные концепции, которые пытаются раскрыть природу, движущие силы, возможности, особенности сюжетно-ролевой игр ...

Контроль речевых умений
Правильно организованный контроль речевых умений (в том числе и в области говорения) дает учителю возможность рационально распределить учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план, увидеть практические достижения отдельных учащихся и класса/группы в целом ...

Сущность, цели и задачи педагогического процесса в ВУЗе
Высшее образование является фундаментом человеческого развития и прогресса общества. Оно также выступает гарантом индивидуального развития, составляет интеллектуальный, духовный и производственный потенциал общества. Развитие государства, структурные преобразования на микро - и макроуровнях должны ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru