Деятельностная трактовка выбора

Суть деятельностной трактовки выбора (исходит из А.Н. Леонтьевского подхода) состоит в том, что «внутренние» психологические процессы генетически производны от деятельности, изначально протекавшей во внешнем плане, и сохраняет в себе ее структуру, хоть и в свернутом виде. Для Д.А.Леонтьева и Н.В. Пилипко выбор выступает как внутренняя деятельность по конструированию оснований и смысловых критериев для сопоставления имеющихся альтернатив и осуществлению этого сопоставления во внутреннем плане. Учеными экспериментальным путем были выявлены личностные факторы, позволяющие сделать более структурированной и продуктивной деятельность по осознанию человеком своих отношений, решению «задачи на смысл», принятию или отвержению альтернатив. Оказалось, что на степень осознанности выбора влияют такие факторы как наличие определенного жизненного опыта и практика жизненных выборов. Также было замечено, что сама ситуация выбора имеет обучающий эффект, позволяющий более полно и развернуто осуществить процесс выбора.

Выбор в условиях профессионального самоопределения рассматривают Д.А. Леонтьев и Е.В. Шелобанова . Они экспериментально доказывают, что одним из основных факторов, влияющих на способность делать разумный и полноценный выбор будущей профессии является умение проектировать образы возможного будущего.

Авторы считают важным представлять спектр возможных следствий, вытекающих из разных выборов. «Чтобы сделать полноценный выбор, оптимальный для субъекта, он должен получить, возможно, более полное и адекватное представление о каждой из альтернатив. В том, что касается отдаленных следствий тех или иных решений, необходимо их спрогнозировать, построить образ возможного будущего, которое возникнет в результате выбора той или иной альтернативы. Поскольку последствия профессионального самоопределения, … затрагивают все стороны жизни, не будет преувеличением говорить о разных вариантах личного будущего в целом» .

Авторы утверждают, что задача конструирования возможных вариантов будущего опирается на разнообразные довольно сложные когнитивные процессы и механизмы. Для того, чтобы построить относительно реалистичный образ того, что последует за тем или иным решением «надо связать между собой множество факторов и условий, вычислить и экстраполировать тенденции, представить себе следствия принятия определенных решений, следствия этих следствий, затем новые решения, которые, как и их следствия, придется рассматривать». Это только для одного варианта будущего, но в ситуации выбора приходится учитывать как минимум две, а чаще всего больше альтернатив.

Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и экстраполяции этой картины в будущее . Однако масштабные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, проводившиеся Я.-Э.Нурми, выявили, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа. Из этого следует, в частности, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор, по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.


Другое о педагогике:

Содержание трудового и профессионального образования школьников
Одним из средств личности специалиста и формирования ее профессиональной культуры выступает содержание профессионального образования. Под содержанием профессионального образования понимается совокупность профессиональных знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-тв ...

Индивидуальные технологии природопользования в естественной среде
Каждый человек является индивидуальным природопользователем. Его экологическое поведение в природной среде чаще всего реально связано с добыванием тех или иных материальных продуктов, «даров природы». Практически вся «широта» такого рода деятельности представлена в строке из некогда популярной песе ...

Формы организации детей по формированию навыка «труд в природе»
Формами организации деятельности детей являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке. Занятия. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведен ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru