Краткий исторический обзор литературы

Страница 1

Загадка человеческого слова встала перед учеными с давних времен. Еще древними греками был поставлен вопрос, о том, что является ли язык плодом соглашения между людьми или в нем отражается естественное сходство между словом и называющейся им вещью.

Первыми лингвистами, положившими в основу описания языка и языковых элементов понимание системных отношений, были Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович и Фердинанд де Соссюр.

Ф. де Соссюр (1857-1913) - швейцарский лингвист, заложивший основы семиологии - науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем (синтаксис, семантика и прагматика) и структурной лингвистики - языковедческой дисциплины, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания. Он предложил подход, который положил начало новому направлению - структурализму, глубоко проникшему в разные науки: лингвистику, литературоведение, социологию. Разработки Соссюра также оказали сильное влияние на психологию.

Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) – российский и польский языковед, в своих работах доказал, что сущность языка - в речевой деятельности, а значит, необходимо изучать живые языки и диалекты - разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

В дальнейшем французский учёный Густав Гийом (1883 -1960) считал, что язык одновременно является наследием прошлого и результатом преобразования его человеком в процессе познавательной работы. Разработанную им теорию называют психосистематикой – наука, которая исследует не отношение языка и мышления, а определенные и готовые механизмы, которыми располагает мышление для перехвата самого себя, механизмы, которым язык дает точное отображение.

Следующий период развития истории природы феномена языка и речи - психолингвистический.

Психолингвистика - это научное направление, которое изучает природу и функционирование языка и речи, используя данные и подходы двух наук - психологии и лингвистики. Психология изучает человеческое, субъектное измерение функционирования речи и языка. Лингвистика в большей мере направлена на описание и характеристику собственно языковых свойств. (Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. Под ред. Дружинина В.Н.)

В различных странах мира возник живой интерес к этой науке, многие психологи и лингвисты занялись психолингвистическими исследованиями. Примерно через 10 лет начался новый этап психолингвистики, связанный с именем Ноама Хомского (1928) - американский лингвист, политический публицист, философ и теоретик. В работе «Синтаксические структуры» Хомский развил идею, согласно которой знание родного языка - это система правил, называющаяся грамматикой языка. Он опирался на представление о поверхностной и глубинной структуре предложений. Поверхностная структура - та, которую мы слышим, глубинная же связана со смыслом.

Одной из наиболее ранних фундаментальных разработок, проведенных непосредственно в области психологии языка и речи, стали исследования Жинкина Николая Ивановича (1893 - 1979) - советского лингвиста и психолога. Он занимался исследованиями психологических и психофизиологических механизмов порождения речевых высказываний, процессов восприятия, понимания и порождения текста как целостного психолингвистического явления, а так же заложил основы отечественной психолингвистики. В 1958 г. вышла его широко известная книга «Механизмы речи».

Стоит отметить вклад русских ученых – лингвистов в развитии науки:

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765) – гениальный русский

ученый, писатель, педагог. Центральное место среди его работ по языку занимает «Российская грамматика» (1755г.) – первая научная грамматика русского языка, в которой ученый определил речевые нормы своего времени и заложил основы стилистики.

Востоков Александр Христофорович (1781–1864) – выдающийся русский языковед, поэт переводчик. Одной из заслуг Востокова является создание учебных книг по русскому языку: «Сокращенная русская грамматика для употребления в низших учебных заведениях» (1831 г.) и «Русская грамматика . полнее изложенная» (1831 г.). По этим книгам изучали русский язык в течение почти всего XIX в.

Ушаков Дмитрий Николаевич (1873 – 1942) остался в памяти людей как большой ученый, автор многих учебников для школ по правописанию, один из составителей (его соавтор и ученик – С. Е. Крючков) «Орфографического словаря». Больше всего Ушаков известен как один из авторов и главный редактор «Толкового словаря русского языка» в четырех томах.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Экспериментальное изучение взаимосвязи оценки отношений подростка и уровня его субъективного ощущения одиночества
Основной целью констатирующего эксперимента было выявление взаимосвязи оценки отношения подростка с классом и уровнем его субъективного ощущения одиночества. В соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие задачи: - определить оценку отношений подростка с классом; ...

Исторические предпосылки современного тестирования в отечественном образовании
Тесты в России в конце XIX первой половины XX в. История тестов началась в России, как и в других странах, в конце XIX — начала XX в. В этот период тесты широко применялись сторонниками экспериментальной педагогики, которые всячески пропагандировали их наравне с другими психометрическими методиками ...

Теоретические основания введения профильного обучения
Обобщение научных подходов показывает, что обучение на старшей ступени должно представлять собой индивидуальную образовательную траекторию, определяемую самим учащимся. Так, деятельностный подход обосновывает, что способности развиваются в деятельности. При этом согласно личностно ориентированному, ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru