Виды внешкольные форм экологического образования

Страница 2

Продолжительность музейной экскурсии для учащихся средних классов 1 ч – 1 ч 10 мин, для старшеклассников до 1,5 ч.

В крупных городах педагогическая работа ведется в Домах природы, где проходят тематические выставки: декоративных птиц, кактусов, аквариумов и террариумов, кошек; демонстрируются работы художников и фотографов-анималистов, коллекции филателистов «Флора и фауна», проводятся сезонные выставки грибов и цветов, организуются встречи с учеными, писателями, путешественниками, натуралистами-любителями, действуют кинолектории, библиотеки и т. д.

Хорошие условия для экологического образования складываются в различных экологических клубах, которые организуют как постоянно действующие, так и периодические выставки комнатных растений и животных, проводят различные конкурсы, активно сотрудничают со средствами массовой информации.

Традиционно огромной популярностью пользуются зоопарки и ботанические сады, которые также ведут серьезную педагогическую работу. Практически во всех этих учреждениях работают методические отделы, которые занимаются разработкой и проведением ознакомительных экскурсий, кружковой и пропагандистской работой.

Проблемы экологического образования решаются также в деятельности заповедников и национальных парков.

При российских заповедниках действует несколько десятков музеев (некоторые из которых посещают 25 тыс. человек в год). При организации заповедников отводится небольшая демонстрационная часть, на территории которой проводится образовательная работа с посетителями.

Введение элементов экологического просвещения в процессе отдыха – одно из бурно развивающихся направлений неформального экологического образования. Эта стратегия в наибольшей мере реализуется в национальных парках. Познавательность отдыха – главная задача национального парка, который становится школой природоведческих знаний и общения человека с миром природы. Глубина и направленность познавательных программ различаются территориально, зависят от числа посетителей, преобладания экскурсионного или туристического отдыха. Вход в парк всегда оборудуется средствами образовательной информации и музейной экспозицией, которая дает общее представление о парке. Основной формой просветительской работы в национальных парках являются экологические тропы.

Большой опыт организации экологических троп имеют национальные парки стран Балтии. В национальном парке Гауя (Латвия) целям образования посетителей отведена специальная территория – учебный парк Лигатне. Здесь созданы как ландшафтные, так и специализированные ботанические тропы. Одна из них знакомит с лекарственными растениями (40 видов), которые высажены в микропитомники вдоль тропы через каждые 20-30м. Другая ботаническая тропа показывает естественные растительные ассоциации.

Разнообразные пути созданы с помощью рельефа. Тропа то взбирается вверх, нависает над обрывом, то огибает отвесную скалу. Площадки для осмотра организованы в ельнике, тростниковом болотце, осиннике и т. д.

Одна из композиций посвящена демонстрации не объектов, а процессов. Это уникальная возможность реально увидеть рельефообразующую деятельность оврагов, в которой показаны стадии роста оврагов и механизмы их развития.

В зооучебном парке животные находятся в естественных условиях — в «загоне» с периметром 17км. Деревянные настилы смотровых площадок выдвинуты над специальными вольерами так, чтобы дать хороший обзор и не беспокоить животных. В целом, вероятность встречи с лосем, кабаном, косулей, оленем, зайцем, лисой или бобром зависит от осторожности поведения посетителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Самообразование школьников
Основными движущимися силами общественного развития являются противоречия, возникающие в процессе деятельности, направленной на удовлетворение человеческих потребностей. Для превращения возникающих в процессе обучения внутренних противоречий в движущую силу умственного развития школьника необходимо ...

Трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых и беспризорных детей
В 1920 г. под Полтавой была открыта колония "для малолетних правонарушителей" им. А. М. Горького, которую возглавил А. С. Макаренко, считавший, что организация нормальной жизни детей является сутью воспитательной работы, при этом он делал ставку на воспитательный коллектив. А.С. Макаренко ...

Методы воспитания народной педагогики
Метод воспитания (от греческого "методос" - "путь") – путь достижения заданной цели воспитания. Применительно школьной практике можно сказать даже, что методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, признанные выработать у них заданные цель ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru