Виды внешкольные форм экологического образования

Страница 3

В национальных парках США на основе глубоких традиций (первый из них был создан в 1872г.) разработаны основные принципы учебно-просветительного подхода.

1. Отдается предпочтение «разъяснению и пропаганде знаний» по сравнению с прямыми запретами и ограничениями.

2. Еще вне парка проводится подготовка посетителей к восприятию информации – «развитие ожиданий».

3. В парке посетители получают «информационные услуги», помогающие им осознать ценность природы.

4. В путешествии посетителя вовлекаются в процесс познавания и повышают свою природоведческую квалификацию.

Задачи экологического образования и, прежде всего школьников, доминируют в деятельности российских национальных парков: Лосиный Остров (Москва, создан в 1983г.), Сочинский (1983г.), Самарская Лука (1984г.), Марий-Чодра (1985г.), Прибайкальский (1986г.) и др.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности школьников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе». Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также полевого практикума.

Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой «дикой» природы, но и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.

Экологическая тропа рассчитана на три категории посетителей:

1) педагогов и студентов;

2) старших дошкольников, учащихся школ и ПТУ;

3) родителей, отдыхающих, организованных в экскурсионные группы и др.

Примерами экологических троп могут служить: тропа природы «Матвеевский лес» на окраине Москвы, разработанная сотрудниками и студентами МГУ; тропа Бажукова в 40км от Свердловска, созданная студентами из дружин по охране природы Уральского университета, Свердловского архитектурного института и МГУ; тропа «Измайловская» (Москва) – создатели: Московская школа № 446, Академия педагогических наук СССР (ныне Российская академия образования) и Измайловский лесопарк; тропа «Пущинская» – АПН СССР, Всероссийское общество охраны природы, Пущинский муниципалитет, Пущинский научный центр АН СССР (ныне Российская академия наук) и т. д.

Экологическое образование немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Экологическая экскурсия (от лат. excursio – поездка) – это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях.

На экскурсии школьники учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления. Здесь формируется система представлений о природных комплексах (биоценозах). Экскурсия позволяет в полной мере раскрыть эстетический и познавательный потенциал мира природы, формировать субъектно-непрагматическое отношение к нему, осваивать ряд природоохранных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде.

Летний экологический лагерь – комплексная интенсивная форма экологического образования, проходящая в максимально активном соприкосновении с миром природы в условиях естественной среды в рекреационном контексте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое о педагогике:

Понятие и виды педагогических технологий
Термин «педагогическая технология», зародившийся более трех десятилетий назад. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально рассматривали как основной способ повышения эффективности учебного процесса с помощью широкого использо ...

Типология учебных телекоммуникационных проектов
Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологи­ческим признакам можно отнести: 1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, при­ключенческий и т.д. 2.Доминирующий в проекте содержательны ...

Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков
Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ. 1. Подготовительный. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздато ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru