Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей

Педагогическая теория » Исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе » Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей

Страница 1

Высокие показатели этих способностей (обычно рассматриваемых как беглость, гибкость, оригинальность и способность обнаруживать, разрабатывать и переопределять проблемы) не гарантируют творческих достижений их обладателю. Высокий уровень этих способностей, однако, увеличивает шансы личности стать творческой.

Е.П. Торренс. Руководство к тестам творческого мышления.

Программа обучения для одаренных детей должна соответствовать их специфическим потребностям и возможностям, а также целям, предъявляемым к обучению этой категории учащихся.

Рассмотрим в общих чертах традиционные методы преподавания. Содержание обучения на той или иной ступени отражено в количестве и качественной специфике изучаемых дисциплин. Каждый школьный предмет представляет собой более или менее замкнутое целое со своим материалом, изучаемым безотносительно к материалу другого предмета Весь материал предмета разбит на отдельные главы, части и параграфы, в основном достаточно самостоятельные и не связанные между собой внутренними содержательными связями. Содержание же каждого раздела пестрит большим количеством фактического материала, подлежащего усвоению, содержит правила и закономерности.

Такой способ подачи знаний хорошо отвечает основной задаче традиционного обучения- усвоению знаний, умений, приобретению навыков. Но открывает ли он возможности для раскрытия индивидуальности ребенка, развития его системного мышления и целостного миропонимания, наконец, творческого мышления?

Потребности одаренного ребенка в другом преподнесении материала, способствующего целостно, глобально взглянуть на мир, привели нас к идее исследовательского обучения уже на ранней ступени обучения в школе. Предмет, способный объединить в себе специфику и знания многих наук- информатика как наука об информации, в частности, об информации о мире и его устройстве, что так волнует одаренного ребенка в период младшего школьного возраста.

Традиционный способ подачи материала не способен удовлетворить и широкую любознательность одаренных детей в силу узости и жестких границ раздела изучения. Как можно в этом случае учесть широкий спектр индивидуальных различий среди одаренных детей, разнонаправленный избирательный интерес, различия в темпе и характере развития и т.д.? Возьмем, к примеру темы, которые могут быть рассмотрены обзорно в курсе информатики для начальной школы: «Монитор», «Устройства ввода/вывода», «Процессор». Этими темами конечно интересуются учащиеся начальной школы, однако для многих одаренных детей эти темы не будут интересны- в силу ли их изученности (одаренные дети часто знают гораздо больше своих сверстников), излишней конкретности (их интересуют связи, теории и отношения) или увлеченности другой темой, не предусмотренной планом. Каждая из этих тем накладывает жесткие рамки на содержание обучения, препятствующие развитию индивидуальности ребенка и возможности творить.

Важный шаг в решении проблемы- «раздвижение» рамок тем для изучения. Например, можно предложить детям тему «Устройство компьютера». Такая формулировка темы в силу включенности в нее большого количества более узких тем и проблем, способствует возникновению интереса одаренных детей к глобальным проблемам, абстрактным идеям и теориям. В то же время она позволяет изучать как отдельные устройства компьютера, так и связи между ними, возможности кодирования (на примитивном уровне, на примере картинок) и обмен кодами между устройствами, хранение и обработку информации (на самых простых примерах). Таким образом, каждый ребенок может найти себе тему, соответствующую его индивидуальным интересам. А если взять еще более широкую, глобальную тему для изучения, то легко увидеть, как стремительно расширяются и становятся практически неограниченными возможности изучения тех или иных тематических разделов, можно легко и быстро собрать воедино материал, традиционно «разбросанный» по различным дисциплинам. Самое главное для учителя в этот момент – суметь организовать исследование и дать возможность детям рассмотреть любую интересующую его тему, не притупить интересы ребенка, дать возможность раскрыться индивидуальности.

Такое преподнесение материала, довольно необычное для традиционных методов обучения, и есть исследовательские методы обучения. Ребенок на уроке- творец и исследователь, он открывает новое, расширяя границы своих знаний и разделов наук. Учитель на уроке-исследовании- умелый руководитель, консультант (он направляет деятельность ребенка, но явно не отвечает на его вопросы). Дети на таком уроке более открыты. Обычно исследование проводится в группах по 5-6 человек. Каждая группа занимается изучением своего вопроса по теме, близкого для всех членов группы. Сделав необходимые измерение, проведя опыты и завершив исследование, каждая группа готовит свои выводы, чтобы предоставить отчет о выполненной работе учителю и одноклассникам из других групп. Такое построение урока по информатике, по сравнению с традиционным уроком на ту же тему, более результативен, потому что:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Технология ознакомления детей с натюрмортом
В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки, выкладывают книги с картинами знакомых им художников - иллюстр ...

Особенности формирования операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
В рамках культурно-исторической теории высших психических функций Л.С. Выготского проблема мышления рассматривается как проблема умственного развития ребенка. Отстаивая формулу «выведение индивидуального из социального». Л.С. Выготский писал: «Все высшие психические функции суть интериоризованные о ...

Возможности использования дидактического сборника в процессе обучения младших школьников английскому языку
Основной целью при обучении иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции. Для достижения этой цели будет использоваться дидактический сборник. Под дидактическим сборником понимается сборник, содержащий игровые уроки, помогающие ребёнку учиться с увлечением, формировать предметны ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru