Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей

Педагогическая теория » Исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе » Применение исследовательских методов обучения на уроках информатики и их влияние на развитие творческого потенциала одаренных детей

Страница 6

Методы обучения, описанные нами, основаны на поощрении и удовлетворении самостоятельной исследовательской активности ребенка на уроках информатики, которая определяет глубину и широту его творческого познания окружающего мира и самого себя.

Проведение занятий-исследований по информатике способствует проявлению и развитию одаренности учащихся. Результаты исследований (а мы постарались сравнить традиционные методы преподавания предмета информатики и исследовательский на детях с общей одаренностью и «обычных» детях) свидетельствуют о благоприятном влиянии такого обучения на развитие мотивационно-личностной сферы, интеллектуальных и творческих способностей не только одаренных школьников, но и «обычных» сверстников. В то же время показано, что наиболее эффективен этот вид обучения информатике и именно для детей с высоким уровнем одаренности. Мы сравнили между собой развитие детей с разным уровнем одаренности в условиях традиционного и исследовательского обучения. Это сравнение показало, что дети, уровень развития которых соответствует возрасту, обнаруживают положительную динамику как при традиционном, так и при исследовательском методе обучения. Конечно же, творческое обучение открывает для них больше возможностей развития речи, коммуникативный умений, мотивационно-личностной сферы и т.д.

Другое дело- умственно одаренные дети. Для 30-40% этих детей традиционное обучение приводит к относительному снижению показателей развития интеллектуальных и творческих способностей уже в начальной школе. (по исследованию Щеблановой Е.И.). Такое снижение обнаруживается по всем показателям тестов познавательных и творческих способностей, но оно особенно заметно в тех сферах речевого и абстрактно-логического мышления, развитие которых не связано непосредственно с усвоением программы начальной школы. Этот эффект подтверждается количественными данными тестирования, наблюдениями учителей и родителей, достижениями на творческих конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах и т.д.

Особенности развития одаренности школьников на начальном этапе обучения информатике в условиях исследовательского обучения в сравнении с развитием их одаренных сверстников представлены в таблице:

Сфера развития

Младший школьный возраст

Интеллектуальная сфера (когнитивная)

Повышение уровня интеллектуальной одаренности в сфере информатики и об окружающем мире в целом. Отсутствие фактов относительного снижения уровня интеллектуальной одаренности. Преимущественное развитие вербальных и невербальных способностей, которые дают возможность лучше и легче осваивать и «добывать» материал по информатике.

Креативность

Существенный рост показателей креативности в сфере информатики, особенно такой характеристики, как «оригинальность мышления»

Мотивационно-личностная сфера

Благоприятное развитие учебной мотивации по информатике: более низкие показатели тревожности, боязни неудачи.

В своей работе мы также разработали цели и содержание обучения информатике одаренных детей, расширили круг общих вопросов по информатике более широким кругом тем для общего образования и развития кругозора, так или иначе связанными с информатикой и информационными технологиями. В связи с этим количество часов на информатику в начальной школе увеличилось. Мы рекомендуем дополнительные занятия проводить на часах, отведенных специально для развития общей одаренности или на часах, предназначенных для самостоятельного исследования. Такие уроки чаще всего специально предусмотрены программой школы, специализирующейся на обучении одаренных детей.

В своей работе мы достигли следующих результатов:

1. Раскрыли психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения.

2. Рассмотрели существующие подходы к обучению информатике младших школьников.

3. Изучили современные методы обучения одаренных детей информатике в начальной школе.

4. Произвели отбор целей и содержания обучения информатике одаренных детей в начальной школе, систематизировали их в таблицу по годам обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Предполагаемый результат воспитательно-образовательной работы
Главными итогами трудового воспитания должны быть следующие: 1. Ребенок семи лет должен овладеть всей суммой умений, позволяющих ему выполнять то содержание трудовой деятельности, которое указано в «Программе воспитания в детском саду» по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в у ...

Расчет сметной стоимости проекта
Целью данного раздела является определение сметной стоимости разработки проекта «Разработка элементов УМК дисциплины «Формообразование». Сметная стоимость разработки проекта – это общая сумма затрат на его выполнение. Основные задачи: рассчитать общую сумму расходов по следующим калькуляционным ста ...

Актуализация значения производного слова путём замены или добавления аффикса
Представленные ранее неологизмы демонстрируют стремление ребёнка заменить непроизводное обозначение явления или предмета действительности производной номинацией и отразить в формальной оболочке слова основные смысловые компоненты. Вторая группа новообразований интересна тем, что ребёнок видоизменяе ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru