Исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе

Педагогическая теория » Исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе

Начало школьного обучения- это один из важнейших этапов в жизни любого ребенка. От того, насколько успешным будет этот этап, во многом зависит дальнейший ход не только умственного развития ребенка, но и развитие его личности в целом, его отношений с окружающим миром. Для каждого ребенка, впервые переступающего порог школы, открывается удивительный мир знаний, открытий и творчества. Все дети имеют непреодолимое желание учиться, узнавать новое, творить, познавать окружающий мир и делать, пусть маленькие, но уже свои открытия. Как известно, период от 6 до 12 лет - очень важный период для развития ребенка. И именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебный труд школьников, чтобы максимально развить способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.

В каждом классе обязательно есть дети, которые изначально выделяются из остальной массы своим непреодолимым желанием и стремлением узнать что-то новое, они чрезвычайно любознательны, быстро догоняют и опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, они самостоятельны в поиске и приобретении знаний. Такие дети всегда привлекают к себе особое внимание педагогов, они задают вопросы, уводящие далеко за рамки программы, расширяют и углубляют материал. В рамках традиционного урока и традиционной программы чаще всего у учителя не хватает времени на то, чтобы осветить все интересующие его вопросы, такой ребенок не может добыть материал самостоятельно, так как работе со специальной литературой его надо учить отдельно. Также не всегда родители, постоянно занятые на работе, способны удовлетворить все запросы своего «непростого» ребенка. Чаще всего ребенок не получает поддержки и понимания в своих начинаниях, а ведь у него могут рождаться уникальный мысли!

Легкость усвоения больших объемов сложной информации, понимание сложных причинно-следственных зависимостей и использования их для создания собственных гипотез и теорий входит в противоречие с системой строго последовательного, фрагментарного, многократно повторяемого учебного материала. В своих опытах и попытках в самообразовании и саморазвитии ребенок терпит поражение и тогда он перестает развиваться согласно своему дарованию, а его творческий потенциал так и остается нераскрытым. И тогда происходит быстрое снижение интереса к обучению, и нарастающая скука, сопровождающая этот процесс, может стать непреодолимым препятствием для их дальнейшего развития. К тому же, заметно опережая своих сверстников в развитии какой-либо сферы (чаще всего познавательной), одаренный ребенок может не отличаться от них во всех других отношениях (например, в физическом, эмоциональном, социальном развитии) или даже отставать. Неравномерность его развития носит специфический характер и служит источником многих проблем в отношениях с окружающими.

Это противоречие заставляет нас серьезно задуматься, рождает немало вопросов и споров среди родителей, педагогов и разработчиков программ обучения, так как роль обучения одаренных детей чрезвычайно велика.

Современные курсы информатики в начальной школе направлены на выявление, раскрытие и развитие личностного потенциала ученика. Материалы учебника, задания в рабочей тетради имеют личностно-ориентированный характер, относящийся конкретно к каждому ученику, его индивидуальным особенностям, жизнедеятельности, мировосприятию ("Мое расписание", "Моя компьютерная игра" и т.п.). Данный подход не является развитием эгоистических устремлений ученика. Задача здесь иная - выстраивать учебную деятельность ученика с опорой на его индивидуальные особенности, возможности, интересы и склонности. Если источник учебной деятельности находится внутри ребенка, то и сама деятельность оказывается эффективной, не отчужденной от развивающейся сущности ученика.

В последнее время в методике обучения информатике стало уделяться большое внимание одаренным детям, стали возникать и развиваться программы для их обучения, но ни одна из них точно не может ответить на вопрос, как же правильно учить одаренных детей, нужно ли как-то по-особому их учить? А если, нужно, то как правильно организовать процесс обучения, какие методы применить, чтобы одаренный ребенок не потерял интерес к учению, чтобы мог сам и с помощью учителя раскрывать свои способности, развивать свой потенциал, который намного опережает его сверстников в развитии. Некоторые из них мы будем поднимать в нашей работе и постараемся найти на них ответы.

Мы постараемся найти наиболее действенные методы обучения информатике, которые в большей степени смогут раскрыть способности одаренного ребенка, дадут ему возможность развиваться самостоятельно, помогут не потерять интерес к обучению, а поддержат его стремления узнать больше. Как нам кажется, такими методами могут быть исследовательские методы обучения информатике. Проводя эксперименты и опыты, ставя перед собой исследовательские вопросы, ребенок изучает материал, предложенный учителем, но уже в другом аспекте, он сам добывает знания, пользуясь своим развитием и большим творческим потенциалом, чем у других детей. Он переходит на другую ступеньку- ступеньку самостоятельного обучения и «добычи знаний», учитель только руководит процессом, направляет деятельность ребенка, а ребенок делает для себя маленькое открытие.

В качестве предмета, на основе которого будем проводить эксперимент, мы выбрали информатику, и не случайно. Этот предмет позволяет развивать почти все виды мышления, может охватить все сферы деятельности ребенка, т.к. имеет тесную связь со многими видами наук, такими как математика, философия, химия, физика и др. Основы этих наук уже можно давать в начальной школе, что вызовет большой интерес среди учащихся, особенно среди одаренных детей, чей потенциал вполне может выходить за рамки программы.

В своей работе мы постараемся сравнить действенность традиционных методов обучения информатике и исследовательских методов и сделать вывод о том, какие же методы обучения информатике одаренных детей дают им возможность в полной мере раскрыть свои способности, реализовать свои знания и применить свой творческий потенциал.

Объект исследования: процесс обучения информатике в начальной школе.

Предмет исследования: исследовательские методы обучения информатике одаренных детей в начальной школе.

Проблемой является выявление и разрешение противоречия между существующими методами обучения информатике в традиционной школе и методами, направленными на развитие и поддержание творчества и исследовательской деятельности при обучении информатике одаренных детей.

Задачи исследования:

1. Раскрыть психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения.

2. Рассмотреть существующие подходы к обучению информатике младших школьников.

3. Изучить современные методы обучения одаренных детей информатике в начальной школе.

4. Произвести отбор целей и содержания обучения информатике одаренных детей в начальной школе.

5. Применить исследовательские методы при обучении одаренных детей информатике и оценить их влияние на развитие творческого потенциала наряду с применением традиционных методов обучения.

6. Разработать исследовательские методы для обучения одаренных детей информатике и экспериментально оценить их влияние на развитие творческого потенциала наряду с применением традиционных методов обучения.

Научная новизна:

Обоснована необходимость применения исследовательских методов для обучения информатике одаренных детей в начальной школе, основанных на отказе от традиционных методов преподавания информатики и получения знаний детьми за счет проводимых ими научных экспериментов и открытий.

Теоретическая и практическая значимость:

На основе эксперимента, проведенного с учащимися, была показана и доказана эффективность применения исследовательских методов обучения одаренных детей информатике в начальной школе, также был разработан и предложен к практическому применению алгоритм построения урока-исследования для одаренных учащихся начальной школы.


Другое о педагогике:

Тренировка музыкального слуха. Музыкальные диктанты
В пособии Барабошкиной (и для первого, и для второго классов) настройке слуха уделяется особое внимание. Каждому параграфу, начиная с параграфа предшествует рекомендация «настроить слух». Настройка слуха начинается с того момента, когда в упражнениях наряду с движением по гамме появляется и движени ...

Состояние и развитие проблемы конструктивной деятельности у дошкольников в теории и практике
Детство – этап в жизни человека, предшествующий взрослости. Он характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Согласно теории возрастной периодизации, разработанной в середине 20 века А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, дошкольное детство охв ...

Развитие операций логического мышления в дидактических играх
На основе анализа научной литературы по проблеме исследования и результатов констатирующего этапа мы пришли к выводу, что развитие операций логического мышления у старших дошкольников будет эффективно осуществляться в процессе проведения дидактических игр. Цель формирующего этапа: апробировать педа ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru