Специальная педагогика как любая фундаментальная наука имеет свою историю становления и развития.
Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии с античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции. Путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия. Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии.
Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по ХII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками. В этот промежуток времени западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью (монархом) необходимости помощи им, организации учреждений призрения.
Анализ первого периода эволюции отношения европейцев к названной части населения можно начать с законов Ликурга, отразивших неприятие ребенка-инвалида античным миром. Хронологической нижней границей периода соответственно является VIII в. до н.э. — время создания этих законов. Верхней границей условно можно считать ХII в., так как в это столетие в Европе появились первые светские приюты для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных учреждений можно рассматривать как прецедент осознания государством необходимости помощи инвалидам.
В античном мире инвалидов была трагичной. Они не считались гражданами, а их статус был сопоставим со статусом рабов. Человека с врожденным умственным или физическим недостатком ждала либо физическая, либо гражданская смерть. Закон не защищал права даже тех из них, кто принадлежал к привилегированным сословиям, разделяя и элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноценных» (непризнанных).
Новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле принесло христианское вероучение. Оно внесло в языческий безжалостный мир религиозное сострадание. Милосердие было объявлено не только добродетелью, но и обязанностью христианина. Однако новые идеалы, противоречащие многовековой традиции агрессивного неприятия лиц с умственными и физическими недостатками, усваивались трудно и медленно. Средневековое законодательство следовало античному (закрепленному в римском праве) пониманию прав, а точнее, бесправию глухонемых, слепых, слабоумных, калек и уродов.
Первыми, кто смог подать пример участливого и милосердного отношения к инвалидам, оказались немногочисленные церковные подвижники. При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии — IV в., в Западной Римской империи — VII в.), в них иногда они могли получить кров и пищу.
За последующие пять столетий западноевропейскими странами был пройден путь от открытия монастырских к созданию первых светских приютов и больниц и к появлению специального светского убежища для слепых, точнее — ослепших воинов (Бавария, Франция; ХII в.). Постепенно складывалась структура призрения и лечебной помощи с характерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища, лепрозории). Одни из них опекала церковь, другие — верховная светская или городская власть.
Важно, что создание институтов призрения со временем перестало быть исключительно сферой действия церкви, войдя в сферу интересов и ответственности городских властей и короны. В круг творцов деятельного милосердия вошли власть предержащие, благодаря чему призрение постепенно становится объектом государственных интересов.
Таким образом, за более чем две тысячи лет общество и государство прошло путь от установления законов Ликурга, закрепивших право на уничтожение неполноценных, до первых благотворительных инициатив светской власти.
Другое о педагогике:
Типология уроков
Вопросу типологии уроков посвящено много педагогических исследований. Уроки классифицировали исходя из методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся, из содержания и способов проведения уроков. Поэтому единой общепризнанной классификации уроков в современной педагогики нет, н ...
Урок усвоения нового материала
Триединой целью такого урока является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбинированного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее положение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока. Все же другие этапы сокращены во времени и объеме, иногд ...
Потребность времени
Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы - потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании. Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы обусловлено несколькими причинами: - ф ...