От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов

Педагогическая теория » Образование детей с отклонениями в развитии за рубежом » От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов

Специальная педагогика как любая фундаментальная наука имеет свою историю становления и развития.

Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии с античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции. Путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии охватывает временной отрезок в два с половиной тысячелетия. Условными рубежами пяти выделенных периодов являются исторические прецеденты существенного изменения отношения государства к лицам с отклонениями в развитии.

Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по ХII в. н.э. можно условно считать первым периодом эволюции отношения западноевропейского государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками. В этот промежуток времени западноевропейская цивилизация прошла путь от отторжения и агрессии по отношению к инвалидам до прецедентов осознания властью (монархом) необходимости помощи им, организации учреждений призрения.

Анализ первого периода эволюции отношения европейцев к названной части населения можно начать с законов Ликурга, отразивших неприятие ребенка-инвалида античным миром. Хронологической нижней границей периода соответственно является VIII в. до н.э. — время создания этих законов. Верхней границей условно можно считать ХII в., так как в это столетие в Европе появились первые светские приюты для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных учреждений можно рассматривать как прецедент осознания государством необходимости помощи инвалидам.

В античном мире инвалидов была трагичной. Они не считались гражданами, а их статус был сопоставим со статусом рабов. Человека с врожденным умственным или физическим недостатком ждала либо физическая, либо гражданская смерть. Закон не защищал права даже тех из них, кто принадлежал к привилегированным сословиям, разделяя и элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноценных» (непризнанных).

Новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле принесло христианское вероучение. Оно внесло в языческий безжалостный мир религиозное сострадание. Милосердие было объявлено не только добродетелью, но и обязанностью христианина. Однако новые идеалы, противоречащие многовековой традиции агрессивного неприятия лиц с умственными и физическими недостатками, усваивались трудно и медленно. Средневековое законодательство следовало античному (закрепленному в римском праве) пониманию прав, а точнее, бесправию глухонемых, слепых, слабоумных, калек и уродов.

Первыми, кто смог подать пример участливого и милосердного отношения к инвалидам, оказались немногочисленные церковные подвижники. При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии — IV в., в Западной Римской империи — VII в.), в них иногда они могли получить кров и пищу.

За последующие пять столетий западноевропейскими странами был пройден путь от открытия монастырских к созданию первых светских приютов и больниц и к появлению специального светского убежища для слепых, точнее — ослепших воинов (Бавария, Франция; ХII в.). Постепенно складывалась структура призрения и лечебной помощи с характерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища, лепрозории). Одни из них опекала церковь, другие — верховная светская или городская власть.

Важно, что создание институтов призрения со временем перестало быть исключительно сферой действия церкви, войдя в сферу интересов и ответственности городских властей и короны. В круг творцов деятельного милосердия вошли власть предержащие, благодаря чему призрение постепенно становится объектом государственных интересов.

Таким образом, за более чем две тысячи лет общество и государство прошло путь от установления законов Ликурга, закрепивших право на уничтожение неполноценных, до первых благотворительных инициатив светской власти.


Другое о педагогике:

История экологической этики
Этические взгляды по отношению к природе высказывались в самое разное время в самых разных странах. Будда провозгласил принцип непричинения вреда другим живым существам. Мухаммед защищал животных от жестоких людей. Пифагор и Плутарх говорили о добром отношении к животным. Святой Франциск Ассизский ...

Понятие о качественной задаче в методике обучения
По характеру и методу решения большинство исследователей подразделяют учебные физические задачи на качественные и количественные. Большинство учителей и методистов относят к качественным задачам такие задачи, которые не содержат числовых значений в условии. Однако характер условия задачи не всегда ...

Методические рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества. Необходимость соответствия дошкольного образования запросам современного общества и потребностям личности дошкольника требуют принципиально нового подхода к определению его целей, содержания и организации. Федеральные Государственные Тр ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru