Констатирующий эксперимент проводился в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Феникс», расположенном по адресу:Вологодская обл., Череповец г., ул. Архангельская, 116
Вологодская обл., Вологда г., Московское ш. 40 д.Вологодская обл., Череповец г., ул. Архангельская, 116
Вологодская обл., Череповец г., ул. Архангельская, 116
Вологодская обл., Череповец г., ул. Архангельская, 116
В эксперименте приняли участие 16 детей группы социального риска младшего школьного возраста с родителями, посещающих реабилитационный центр.
Уровень сформированности ответственности определялся в два этапа:
1 этап – опросник для родителей детей входящих в группу риска и посещающих социально – реабилитационный центр (Приложение 1).
2 этап – экспериментальная ситуация для детей (Приложение 2.).
В ходе эксперимента были определены три уровня сформированности ответственности – низкий, средний, высокий.
Результаты эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Количество детей с различным уровнем сформированности ответственности
Уровень сформированности ответственности |
Количество детей (по опроснику для родителей) |
% |
Количество детей (по экспериментальной ситуации) |
% |
Высокий |
2 |
12,5 |
1 |
6,25 |
Средний |
8 |
50 |
5 |
31,25 |
Низкий |
6 |
37,5 |
10 |
62,5 |
Исследуя уровень сформированности ответственности по опроснику для родителей, мы получили следующее: из 16 детей высокий уровень ответственности имеют 12,5% детей, средний – 50%, низкий – 37,5%.
По данным экспериментальной ситуации: высокий уровень ответственности был выявлен у 6,25% детей, средний – у 31,25% и низкий – у 62,5% детей.
Наглядно результаты эксперимента представлены на рисунке 2. 3.
Рисунок 2. Количество детей с различным уровнем сформированности ответственности (по опроснику для родителей), %
Рисунок 3. Количество детей с различным уровнем сформированности ответственности (по экспериментальной ситуации),%
Таким образом, в первом случае (результаты по опроснику для родителей) преобладает средний уровень ответственности. Это может свидетельствовать о том, что в младшем школьном возрасте ответственность находится на определенном этапе формирования, т.е. она еще не является до конца сформированным, устойчивым качеством. А по результатам экспериментальной ситуации преобладает низкий уровень ответственности и чуть в меньшей степени высокий уровень ответственности. Это можно объяснить тем, что экспериментальная ситуация определяет уровень ответственности ребенка в данном, конкретном случае, причем прежде всего с точки зрения поведенческого критерия ответственности. Т.е. дети, имеющие средний и низкий уровень сформированности ответственности выполнили экспериментальное задание позже указанного срока или с какими-либо недостатками, или совсем его не выполнили, а дети, имеющие высокий уровень сформированности ответственности выполнили задание в срок, качественно и в необходимом количестве. Что же касается опросников, то можно сказать, что они определяют ответственное поведение ребенка в его жизнедеятельности в целом, т.е. комплексно охватывают данное свойство личности.
Другое о педагогике:
Психологические аспекты профессионального самоопределения
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Теоретически профильное обучение предполагает для школьника возм ...
Деятельностная трактовка выбора
Суть деятельностной трактовки выбора (исходит из А.Н. Леонтьевского подхода) состоит в том, что «внутренние» психологические процессы генетически производны от деятельности, изначально протекавшей во внешнем плане, и сохраняет в себе ее структуру, хоть и в свернутом виде. Для Д.А.Леонтьева и Н.В. П ...
Специфика преподавания сольфеджио в младших классах ДМШ
Данная глава посвящена сопоставительному анализу ряда аспектов преподавания сольфеджио на начальном этапе на основе учебного пособия А. Барабошкиной «Сольфеджио» для 1 и 2 классов ДМШ и учебного пособия «Мы играем, сочиняем и поем» для 1 и 2 классов ДМШ Ж. Металлиди и А. Перцовской. Оба эти пособия ...