Психологические аспекты профессионального самоопределения

Страница 1

Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Теоретически профильное обучение предполагает для школьника возможность из представленных обязательных предметов, которых становится все больше, усиленное внимание уделять тому, что его интересует, а также обеспечить ребенку пространство профессионального самоопределения и возможность подготовки к поступлению после одиннадцатого класса в профессиональное учебное заведение. Однако, в реальности, именно после девятого класса ребенок должен совершить ответственный выбор профилирующего направления деятельности, то есть должно произойти достаточно полное профессиональное самоопределение. Выбрав определенный профиль, и обучаясь в нем, ребенок в 10-11 классе может осознать неверность своего выбора. Здесь встает вопрос о гибкости профилей: возможен ли в случае осознания ребенком ошибки в выборе профиля переход на другой профиль обучения, так как если в случае ошибочного выбора профиля, переход на другой профиль невозможен, шансы поступить на специальность другого профильного направления у ребенка резко снижается. Следуя логике вышесказанного, выбор профиля по своей сути является начальным этапом определивания (обнаружения границ) своих профессиональных интересов и целей. Таким образом, описание ситуации выбора профиля не может происходить без раскрытия такого понятия как профессиональное самоопределение.

Термин «самоопределение» употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят о самоопределение личностном, социальном, жизненном, профессиональном, нравственном, семейном. При этом даже под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Поэтому в настоящее время ощущается настоятельная необходимость разработки единой научной теории самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.

В академическом словаре современного русского языка самоопределение трактуется как действие от глагола «самоопределяться», что значит: осознавать себя, свои классовые общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно.

Для того чтобы подойти к достаточно четкому определению понятия «самоопределение» и иметь возможность проанализировать само явление, М.И. Гинзбург разграничивает социологический и психологический подходы к самоопределению. С точки зрения социологического подхода к самоопределению, оно:

а) относится к поколению в целом;

б) характеризует его вхождение в социальные структуры и сферы жизни;

в) виды самоопределения соответствуют видам этих структур и сфер жизни. С этой точки зрения, критерием самоопределения является включение в те или иные сферы социальной жизни, а этапами самоопределения являются жизненные события, фиксирующие это включение (завершение учебы, вступление в брак и т.д.). Таким образом, социальный подход в понятии «самоопределение» фиксирует результат жизненно-практического вхождения молодежи в определенные социальные структуры и сферы жизни и стабилизации в качестве элемента этих структур.

С точки зрения психологического подхода, наиболее важен процесс самоопределения, то есть психологические механизмы, которые обуславливают, какое бы то ни было вхождение в социальные структуры, и формирование определенного состояния личного самоопределения .

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в свете известного выдвинутого им принципа – внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация в отличие от внешней детерминации, в понятии самоопределения выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия. На уровне человека в понятии самоопределения для С.Л. Рубинштейна выражается самая суть принципа детерминизма: специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другим. Таким образом, проблема самоопределения на уровне природы в целом выступает у С.Л. Рубинштейна как проблема свободы. Это положение важно для понимания природы самоопределения: самоопределение как сознательно вырабатываемое отношение к миру представляет собой становление человека как субъекта собственного саморазвития посредством выработки обобщенного отношения к миру и к себе в мире. Смысл принципа детерминизма у С.Л. Рубинштейна «… заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему» .

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Основные концепции объектно-ориентированного программирования
Объектно-ориентированное программирование базируется на трех основных принципах: инкапсуляции, наследовании и полиморфизме. Изучение принципов является обязательным элементом курса. 1. Инкапсуляция Инкапсуляция – это комбинирование данных с процедурами и функциями, которые манипулируют этими данным ...

Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения
В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория разв ...

Методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания
В этом разделе мы уделим большое внимание практическим вопросам, таким как: - методика исследования эффективности методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания. анализ результатов исследования эффективности методов и средств народной педагогики. В исследовании участвовали 5 ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru