Как построить урок-исследование

Страница 1

Творчество- это копать глубже, смотреть дважды, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, смотреть сквозь закрытую дверь, зажигать солнце, хотеть знать, быть первооткрывателем, строить замок из песка, петь свою песню, обмениваться рукопожатием с будущим.

Е.П. Торренс. Поиск сатори (внезапное озарение) и креативности

В связи с тем, что курс междисциплинарного обучения ориентирован на потребности и возможности одаренных детей, программа предполагает максимальную гибкость содержания обучения. Учителя могут по своему усмотрению отбирать содержание междисциплинарных занятий. Это содержание отбирается исходя из возможностей, способностей и интересов одаренных детей.

Проводя исследования, ученики знакомятся с такими понятиями как факт, гипотеза, мнение, доказательство, критерий и т.д.

Дети учатся:

-анализировать

-классифицировать

-сравнивать

-выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев

-рассматривать проблему с разных точек зрения

-проверять

-доказывать

-устанавливать последовательность

- устанавливать причинно-следственные связи

-делать умозаключения

-комбинировать

-преобразовывать

-предсказывать

-придумывать новое

-вести диалог и решать проблемы в малых группах

Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:

-ставить исследовательские вопросы

-формулировать проблемы

-выдвигать гипотезы

-составлять план работы

-вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты

Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения в начальной школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов свой работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, сценарий, рассказ, доклад и т.д.

Применение метода исследования (или открытия) как единицы обучения, обеспечивающее творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний, предполагает наличие некоторых этапов проведения исследования, которые в той или иной мере соотносятся с различными этапами цикла продуктивного мыслительного акта. Эта этапность и характеризует сущность методики обучения, в основе которого и лежит метод исследования.

Целесообразно выделять две разновидности методики- индуктивное и дедуктивное исследование. Основными этапами индуктивного и дедуктивного исследования являются:

1. мотивация

2. исследование (может быть в малых группах)

3. обмен информацией

4. организация информации

5 связывание информации, оценка

6. подведение итогов: рефлексия

7 применение

8 постановка новых вопросов

6 основных этапов исследования следуют друг за другом, а два дополнительных этапа (7-8) могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать. В связи с тем, что индуктивные и дедуктивные исследование направлены на развитие разных целей- открытие в первом случае и его проверку (подтверждение, изменение) во втором, то и одни и те же по названию этапы имеют в каждом случае свои функциональные особенности.

Индуктивное исследование

Этапы исследования

Дедуктивное исследование

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса и формулирование проблемы, которая вызывают психологическую необходимость поиска ее решения и будет являться регулятором этого поиска

Мотивация

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза- обобщение- обуславливающая необходимость поиска фактов для ее обоснования

Поиск решения проблемы

Исследование

Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения

Изложение результатов исследования

Обмен информацией

Изложение результатов исследования

Группировка или классификация полученных в результате исследования материалов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения

Организация информации

Группировка или классификация полученных в результате исследования материалов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы

Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения

Связывание информации

Формулирование заключения о доказанности или недоказанности гипотезы на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения)

Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия процесса мышления

Подведение итогов. рефлексия

Оценивание «малых гипотез», вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения, уточнение, развитие. Рефлексия процесса мышления

Использование открытого принципа нового знания, решения, идеи в новых условиях, обеспечивающее подлинное понимание нового знания

Применение

Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Организация игры. Роль и место преподавателя в дидактических играх
Успешность проведения игры на занятии целиком зависит от преподавателя. Педагог должен организовать творческую игру учащихся, умело ввести их в нее, заинтересовать. Что для этого необходимо и как это сделать? 1. При игре недопустимы отношения, которые существуют в условиях репродуктивного обучения ...

Структура процесса профессионального обучения
Обучение как процесс представляет собой целенаправленное, организованное с помощью специальных методов и разнообразных форм активное обучающее взаимодействие учителей и учащихся. Обучение невозможно без одновременного осуществления преподавания и учения, без взаимодействия обучаемого и преподавател ...

Походы и экскурсии
Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагоги ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru