Как построить урок-исследование

Страница 1

Творчество- это копать глубже, смотреть дважды, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, смотреть сквозь закрытую дверь, зажигать солнце, хотеть знать, быть первооткрывателем, строить замок из песка, петь свою песню, обмениваться рукопожатием с будущим.

Е.П. Торренс. Поиск сатори (внезапное озарение) и креативности

В связи с тем, что курс междисциплинарного обучения ориентирован на потребности и возможности одаренных детей, программа предполагает максимальную гибкость содержания обучения. Учителя могут по своему усмотрению отбирать содержание междисциплинарных занятий. Это содержание отбирается исходя из возможностей, способностей и интересов одаренных детей.

Проводя исследования, ученики знакомятся с такими понятиями как факт, гипотеза, мнение, доказательство, критерий и т.д.

Дети учатся:

-анализировать

-классифицировать

-сравнивать

-выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев

-рассматривать проблему с разных точек зрения

-проверять

-доказывать

-устанавливать последовательность

- устанавливать причинно-следственные связи

-делать умозаключения

-комбинировать

-преобразовывать

-предсказывать

-придумывать новое

-вести диалог и решать проблемы в малых группах

Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:

-ставить исследовательские вопросы

-формулировать проблемы

-выдвигать гипотезы

-составлять план работы

-вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты

Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения в начальной школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов свой работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, сценарий, рассказ, доклад и т.д.

Применение метода исследования (или открытия) как единицы обучения, обеспечивающее творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний, предполагает наличие некоторых этапов проведения исследования, которые в той или иной мере соотносятся с различными этапами цикла продуктивного мыслительного акта. Эта этапность и характеризует сущность методики обучения, в основе которого и лежит метод исследования.

Целесообразно выделять две разновидности методики- индуктивное и дедуктивное исследование. Основными этапами индуктивного и дедуктивного исследования являются:

1. мотивация

2. исследование (может быть в малых группах)

3. обмен информацией

4. организация информации

5 связывание информации, оценка

6. подведение итогов: рефлексия

7 применение

8 постановка новых вопросов

6 основных этапов исследования следуют друг за другом, а два дополнительных этапа (7-8) могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать. В связи с тем, что индуктивные и дедуктивные исследование направлены на развитие разных целей- открытие в первом случае и его проверку (подтверждение, изменение) во втором, то и одни и те же по названию этапы имеют в каждом случае свои функциональные особенности.

Индуктивное исследование

Этапы исследования

Дедуктивное исследование

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса и формулирование проблемы, которая вызывают психологическую необходимость поиска ее решения и будет являться регулятором этого поиска

Мотивация

Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза- обобщение- обуславливающая необходимость поиска фактов для ее обоснования

Поиск решения проблемы

Исследование

Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения

Изложение результатов исследования

Обмен информацией

Изложение результатов исследования

Группировка или классификация полученных в результате исследования материалов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения

Организация информации

Группировка или классификация полученных в результате исследования материалов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы

Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения

Связывание информации

Формулирование заключения о доказанности или недоказанности гипотезы на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения)

Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия процесса мышления

Подведение итогов. рефлексия

Оценивание «малых гипотез», вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения, уточнение, развитие. Рефлексия процесса мышления

Использование открытого принципа нового знания, решения, идеи в новых условиях, обеспечивающее подлинное понимание нового знания

Применение

Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы
Второй задачей экологического образования является формирование у личности субъективного отношения к природе. Важнейшей характеристикой экологичной личности является субъектное восприятие природных объектов, которое, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени складывается в проце ...

Анализ современных образовательных программ и особенности построения среды в зависимости от образовательных целей
Детские сады обладают разными возможностями обеспечения детей материалами. Создавая среду обитания ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Организованная предметная сред ...

Комплект презентаций к лекциям
1. Обзор программного обеспечения для создания презентаций При изложении лекционного материала по дисциплине «Формообразование» преподавателю для повышения эффективности восприятия учебного материала необходимо использовать достаточное количество примеров (иллюстраций), подкрепляющих и раскрывающих ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru