Творчество- это копать глубже, смотреть дважды, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, смотреть сквозь закрытую дверь, зажигать солнце, хотеть знать, быть первооткрывателем, строить замок из песка, петь свою песню, обмениваться рукопожатием с будущим.
Е.П. Торренс. Поиск сатори (внезапное озарение) и креативности
В связи с тем, что курс междисциплинарного обучения ориентирован на потребности и возможности одаренных детей, программа предполагает максимальную гибкость содержания обучения. Учителя могут по своему усмотрению отбирать содержание междисциплинарных занятий. Это содержание отбирается исходя из возможностей, способностей и интересов одаренных детей.
Проводя исследования, ученики знакомятся с такими понятиями как факт, гипотеза, мнение, доказательство, критерий и т.д.
Дети учатся:
-анализировать
-классифицировать
-сравнивать
-выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев
-рассматривать проблему с разных точек зрения
-проверять
-доказывать
-устанавливать последовательность
- устанавливать причинно-следственные связи
-делать умозаключения
-комбинировать
-преобразовывать
-предсказывать
-придумывать новое
-вести диалог и решать проблемы в малых группах
Кроме того, ученики приобретают важные исследовательские умения:
-ставить исследовательские вопросы
-формулировать проблемы
-выдвигать гипотезы
-составлять план работы
-вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты
Ко всему перечисленному следует добавить и то, что на протяжении всего обучения в начальной школе дети постепенно осваивают различные способы представления результатов свой работы: рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, сценарий, рассказ, доклад и т.д.
Применение метода исследования (или открытия) как единицы обучения, обеспечивающее творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний, предполагает наличие некоторых этапов проведения исследования, которые в той или иной мере соотносятся с различными этапами цикла продуктивного мыслительного акта. Эта этапность и характеризует сущность методики обучения, в основе которого и лежит метод исследования.
Целесообразно выделять две разновидности методики- индуктивное и дедуктивное исследование. Основными этапами индуктивного и дедуктивного исследования являются:
1. мотивация
2. исследование (может быть в малых группах)
3. обмен информацией
4. организация информации
5 связывание информации, оценка
6. подведение итогов: рефлексия
7 применение
8 постановка новых вопросов
6 основных этапов исследования следуют друг за другом, а два дополнительных этапа (7-8) могут меняться местами и даже в каких-то случаях выпадать. В связи с тем, что индуктивные и дедуктивные исследование направлены на развитие разных целей- открытие в первом случае и его проверку (подтверждение, изменение) во втором, то и одни и те же по названию этапы имеют в каждом случае свои функциональные особенности.
Индуктивное исследование |
Этапы исследования |
Дедуктивное исследование |
Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса и формулирование проблемы, которая вызывают психологическую необходимость поиска ее решения и будет являться регулятором этого поиска |
Мотивация |
Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение предположений, на основании которых формулируется гипотеза- обобщение- обуславливающая необходимость поиска фактов для ее обоснования |
Поиск решения проблемы |
Исследование |
Поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы-обобщения |
Изложение результатов исследования |
Обмен информацией |
Изложение результатов исследования |
Группировка или классификация полученных в результате исследования материалов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия нового принципа, идеи, обобщения |
Организация информации |
Группировка или классификация полученных в результате исследования материалов с целью их оценки по отношению к гипотезе-обобщению и осознания обоснованности рассматриваемой гипотезы |
Открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения |
Связывание информации |
Формулирование заключения о доказанности или недоказанности гипотезы на основании оцененных и систематизированных ранее данных (определение границ обоснованности гипотезы-обобщения) |
Оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме. Рефлексия процесса мышления |
Подведение итогов. рефлексия |
Оценивание «малых гипотез», вытекающих из основной гипотезы-обобщения, осмысление ее значения, уточнение, развитие. Рефлексия процесса мышления |
Использование открытого принципа нового знания, решения, идеи в новых условиях, обеспечивающее подлинное понимание нового знания |
Применение |
Использование обоснованной в ходе исследования гипотезы-обобщения в новых условиях для понимания новых частных случаев. |
Другое о педагогике:
Методологические основы проектной, исследовательской
и управленческой деятельности
Ведущими типами образовательной деятельности как модусов существования базового образовательного процесса являются гуманитарно-организованные: управление (и системно-управленческая организация деятельности); проектирование (и проектно-организованные системы деятельности); исследование (и исследоват ...
Межкультурное образование в
детском возрасте - актуальная проблема современности
Неравенство в развитии государств и обществ стало столь очевидным, что миграцию остановить уже невозможно. В то же время демографические проблемы большинства развитых стран побуждают теперь правительства этих государств не к закрытию границ, а к поиску новых путей совместного существования различны ...
Нетрадиционные уроки в начальной школе
С середины 70-х гг. в Отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными урокам ...