Психологические аспекты профессионального самоопределения

Страница 4

Таким образом, на основании тех ценностей, которые стали для подростка главными, основными, определяет растущий человек свои ожидания относительно своего будущего статуса – того положения, которое он займет в обществе. Именно на этой основе определяется и область будущей профессиональной деятельности. «Причем достаточно сложившаяся система ценностей, - отмечает М.Р. Гинзбург, - облегчает как определение ожиданий относительно своего будущего положения в обществе, так и выбор профессии. Если система ценностей не сложилась, то выбор очень затруднен, бывает, что вплоть до окончания школы юноша или девушка не знают, куда податься, и в результате ответственейшее в жизни решение принимается не на основе собственных стремлений и убеждений, а под давлением старших или под влиянием сверстников».

Делая выводы из вышесказанного, одной из ключевых структур сознания подростков, позволяющих совершить осознанный выбор профессионального направления собственной деятельности, является самосознание – мировоззрение, представления о своих ценностях. Сформированность именно этой структуры, а также способности к рефлексии, позволяет трезво оценить свои возможности, согласовать их со своими ценностями, намерениями и стремлениями, поставить перед собой цели и наметить пути их достижения.

Однако, обращаясь к исследованиям старшего подросткового и раннего юношеского возраста, мы видим, что все эти функции у девятиклассников являются зоной ближайшего развития. Так как только в период 15-17 лет, во второй фазе подросткового возраста (ранней юности), развиваются процессы самопознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к определению жизненной позиции, формированию мировоззрения.

Страницы: 1 2 3 4 


Другое о педагогике:

История и теория возникновения тестов
Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию – то само ...

Умения, навыки, способы деятельности
В начале работы сформируем требования к психологическим личностным качествам будущего специалиста, которые необходимы для того, чтобы занять достойное место в жизни. К ним относятся: уверенность в собственных силах; доминирование эмоций радости; определенная доля агрессивности; склонность к риску; ...

Основные принципы системы образования в адаптивной модели
Все принципы образования адаптивной модели школы направлены на обеспечение социально-педагогических условий развития социоэкологической образовательной системы, на обеспечение ее полноценной жизнедеятельности. Все принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга. 1.Гуманизация образования означает, чт ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru