Социальная работа как профессия

Страница 1

Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы руководствуются не общими моральными критериями, а научно обоснованным профессиональным подходом. Социальная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которых являются изменения как самого человека, так и социального окружения. В течение всего XIX века устанавливалось понимание социальными работниками главного тезиса: для лечения социальных болезней человека необходимо высвободить и развить, преумножить ресурсы личности и ее социального окружения, прежде всего семьи.

Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Следовательно, применительно к современной Украине, ввергнутой в социальный передел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительное развитие социальных служб, включение в социальную работу общественных объединений, благотворительных фондов, творческих и профессиональных союзов, конфессий есть вопрос политический и один из приоритетных в сфере национальной безопасности.

Для практики социальной работы в нашей стране с момента ее зарождения и по настоящее время характерна доминирующая роль социальной педагогики. При этом важно пояснить, что понятие "социальная педагогика" нетождественно понятию "школьная социальная работа". Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как научная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме.

Проблемное поле социальной работы и социальной педагогики огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения.

Профессии "социальный работник", "социальный педагог" и "специалист по социальной работе" созданы для решения социальных проблем человека и общества:

— социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

— эмоциональные и психологические проблемы;

— нужда и бедность;

— алкоголизм и наркомания;

— насилие и дискриминация;

— этнические и национальные проблемы;

— преступления и правонарушения;

— безработица и профессиональная адаптация;

— инвалидность и одинокая старость;

— жилищная проблема;

— опекунство, попечительство, усыновление;

— родительская жестокость и др.

Ошибочно полагать, будто социальная работа исчерпывается оказанием помощи людям, попавшим в беду. Вместе с тем она представляет собой и один из наиболее тонких инструментов социального контроля. Противоречие между функциями заботы и контроля, неизбежное присутствие элементов контроля в любом виде помощи — одна из дилемм, с которой социальные работники сталкиваются повсеместно. Дилемма эта непосредственно связана с еще одной серьезной проблемой, а именно: чьи интересы социальный работник представляет в первую очередь — государства, работодателя, клиента или общества в целом? С точки зрения системы профессиональных ценностей, социальный работник должен представлять интересы прежде всего клиента, затем — общества и уже потом — своей организации и государства. Такую систему приоритетов не всегда легко претворять в жизнь. Нередко социальным работникам приходится бороться за нее, опираясь на поддержку коллег и профессионального сообщества в целом.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Общая характеристика организации практической работы
Практическая работа по данной теме началась в сентябре 2008 года, завершающий этап был в апреле 2009 года. На первом этапе исследования изучались и анализировались литературные источники, подбирались наиболее эффективные средства и методы обучения, подбирались методы исследования. На основе выше из ...

Использование дидактических игр с целью повышения интереса к русскому языку
Из огромного многообразия методов в особую группу выделяют методы стимулирования и мотивации учения. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Практически любая игра познавательна. Однако сущес ...

Создание новой номинации
В русском языке очень часто нет однословного наименования для предмета или явления действительности: "лишь в некоторых случаях во взрослом языке находятся нужные слова, образованные с помощью других словообразовательных средств. Зачастую детское слово заполняет абсолютную лакуну, то есть попад ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru