Социальная работа как профессия

Страница 3

Работник, занятый в сфере организации и управления социальной работой, обычно имеет дело с самыми разнообразными учреждениями социальной помощи, с разнопрофильной социальной работой. Имеется и специфика работы организаторов социальной помощи в различных учреждениях, прежде всего по важнейшим направлениям социальной работы:

а) помощь семье;

б) работа в экстремальных ситуациях и с "группами риска";

в) работа в здравоохранении;

г) работа в сфере образования;

д) работа в службах занятости.

Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками социально уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности.

Для того чтобы помочь оказавшимся в трудном положении людям высказать свои чувства, найти возможные пути выхода из кризиса, принять соответствующее решение и провести его в жизнь, требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает пять основных стадий (по Э. Зееру) :

1) оптация — формирование профессиональных и личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

2) профессиональная подготовка — формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

3) профессиональная адаптация — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

4) профессионализация — формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

5) профессиональное мастерство — полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.

В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника:

— определитель клиента: устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель — обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;

— оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель — сбор и обработка информации;

— менеджер информации: классифицирует и анализирует полученные о клиенте данные. Цель — помощь в принятии решений для действия;

— брокер: направляет людей в службы, решающие проблемы клиента. Цель — скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал;

— посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель — снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно;

— мобилизатор: организует действие групп людей для решения проблем. Цель — объединение усилий клиентов в решении проблем;

— адвокат, защитник: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель — повысить качественное обслуживание, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Народная педагогика в семейном воспитании
Семья с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Остановимся на вопросах на семейного воспитания. Семейное воспитание (то же самое – воспитание д ...

Технология ознакомления детей с натюрмортом
В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки, выкладывают книги с картинами знакомых им художников - иллюстр ...

Теоретические основания введения профильного обучения
Обобщение научных подходов показывает, что обучение на старшей ступени должно представлять собой индивидуальную образовательную траекторию, определяемую самим учащимся. Так, деятельностный подход обосновывает, что способности развиваются в деятельности. При этом согласно личностно ориентированному, ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru