Взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания

Педагогическая теория » Нравственное воспитание в контексте социализации » Взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания

Страница 1

В предыдущей главе, мы раскрыли вопрос о невозможности религиозного воспитания вне семьи. В этой части необходимо обратить внимание на взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания.

Известно, что семья не одна имеет влияние на ребенка, рядом с семьей стоит знакомый и близкий социальный мир ребенка. На подрастающего школьника оказывают влияние его ближайшее окружение, школа, друзья. отделить дитя от социального мира невозможно и не нужно, но можно и должно как пишет В.В, Зеньковский «воспитывать дитя к свободе, т. е. укреплять в нем духовные силы, при которых он не будет подавлен окружающей с средой, помогать ему в его детских исканиях, быть источником и резервуаром, необходимых ему сил».

Но семья, воспитывая ребенка не должна забывать, что она готовит его для жизни, а это значит, что родители должны способствовать развитию социальных сил в ребенке, развивая в нем чувство солидарности.

Социальные и индивидуальные стороны личности в идеале должны находиться в равновесии. «Только в обществе, в социальном общении каждый становится человеком, и только живя для общества, мы развиваем свои индивидуальные силы». Таким образом, по Зеньковскому, не отдельная, изолированная личность имеет смысл, а социальное целое. «Личность никогда не может достичь идеала вне общества, ведь в основе всего развития ребенка лежит социальное взаимодействие». Расширение социальных связей, с точки зрения философа, не ослабляет, а укрепляет индивидуальное самосознание человека.

Потому что, чем больше у ребенка социальных кругов, к которым он принадлежит, тем меньше зависимость от каждого из них. И если человеку не удалось реализовать себя в какой-то социальной группе, он спокойно может утвердиться в любом другом социальном кругу, без внутренней трагедии.

Вот почему, расширяя социальные связи «человек укрепляет свое индивидуальное самосознание». Отсюда вытекает вывод Зеньковского: « .правильное моральное развитие предполагает не эгоистическую замкнутость в себе, а одушевленное служение другим людям, обществу».

Только «лишь приобщением к общечеловеческой сокровищнице разумного, доброго, прекрасного мы находим свою индивидуальность».

«Мы должны стремиться к истине, к добру, к прекрасному, и, теряя себя в этом универсальном содержании, мы находим себя . Глубокий завет христианства говорит словами Спасителя: лишь тот сохранит свою душу, кто потеряет ее ради Спасителя; то есть потеряет себя в истине, в добре, в прекрасном». Таким образом, в этом стремлении неразрывно соединяется религиозное мировоззрение, которое ребенок получает в семьи и социальное воспитание, которое ребенок получает в школе, или в учреждениях дополнительного образования.

«Связь общего и индивидуального в душе человека как неразрывна, так и таинственна, но, по Зеньковскому, существует ненарушимый ничем закон: отдавшись развитию в себе универсального содержания, человек удивительным образом разовьет свою индивидуальность, зато при особом внимании к индивидуальности создастся, лишь бесцветный шаблон, или пустота. И хотя усвоение универсального содержания замедляет рост индивидуальности, но зато в конце земного пути человека ждет награда в виде особого расцвета индивидуального творчества. И задача педагогики в этом случае - сократить собственную работу ребенка, помогая ему усвоить прежнюю работу человечества, но не повторять, а продолжать ее».

К сожалению, констатирует философ, педагогика слишком поздно поняла цель своего воздействия и, кроме того, часто понимала свою задачу воспитания однобоко: «развитие общего, осуществляемое путем приобщения души к общечеловеческой культуре, не есть подлинная цель и последняя задача педагогического воздействия: оно есть лишь путь, единственный путь для достижения высшей цели - воспитания индивидуальности», которое ребенок получает в лоне семьи.

Индивидуальность воспитывается по особым, таинственным, мистическим, непознаваемым законам, и лишь общее доступно нашему воздействию, только это общее человек может развивать и расширять, но нельзя забывать о высшей цели - о преобразовании личности в идеальную, гармонично развитую индивидуальность. В этом случае личность будет наиболее тесно связана с Богом, то есть это и ведет к необыкновенному расширению и углублению религиозной и социальной сферы. Душа человеческая только тогда сможет быть неразрывно связана с Богом и почти уподобиться ему, если сумеет все низкое, грязное, недостойное в душе переработать и тем самым нравственно преобразиться - ведь она будет напрямую связана с миром абсолютного добра, истины и красоты.

Таким образом, согласно Зеньковскому, если мы говорим о взаимосвязи семейного, социально и религиозного воспитания, то должны дать свободу и проявлению религиозных движений ребенка, в его личной и общественной жизни.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Типология учебных игр
Анализ учебно-методической литературы по вопросам игрового обучения английскому языку показал, что игры группируются по цели использования (лексика, грамматика, перевод, страноведение), по функциональной значимости (речевые навыки и умения), по сюжетной линии (инструментальные игры, ролевые игры, д ...

Содержание трудового и профессионального образования школьников
Одним из средств личности специалиста и формирования ее профессиональной культуры выступает содержание профессионального образования. Под содержанием профессионального образования понимается совокупность профессиональных знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-тв ...

Игровой момент в обучении
Один из весьма эффективных методов обучения детей младшего возраста – игровой: через игру, например, в детском саду изучаются иностранные языки. Игра – действие синкретическое (о синкретизме см. далее), в ней задействованы мыслительная деятельность, физические и речевые действия (например, в ответ ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru