Взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания

Педагогическая теория » Нравственное воспитание в контексте социализации » Взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания

Страница 1

В предыдущей главе, мы раскрыли вопрос о невозможности религиозного воспитания вне семьи. В этой части необходимо обратить внимание на взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания.

Известно, что семья не одна имеет влияние на ребенка, рядом с семьей стоит знакомый и близкий социальный мир ребенка. На подрастающего школьника оказывают влияние его ближайшее окружение, школа, друзья. отделить дитя от социального мира невозможно и не нужно, но можно и должно как пишет В.В, Зеньковский «воспитывать дитя к свободе, т. е. укреплять в нем духовные силы, при которых он не будет подавлен окружающей с средой, помогать ему в его детских исканиях, быть источником и резервуаром, необходимых ему сил».

Но семья, воспитывая ребенка не должна забывать, что она готовит его для жизни, а это значит, что родители должны способствовать развитию социальных сил в ребенке, развивая в нем чувство солидарности.

Социальные и индивидуальные стороны личности в идеале должны находиться в равновесии. «Только в обществе, в социальном общении каждый становится человеком, и только живя для общества, мы развиваем свои индивидуальные силы». Таким образом, по Зеньковскому, не отдельная, изолированная личность имеет смысл, а социальное целое. «Личность никогда не может достичь идеала вне общества, ведь в основе всего развития ребенка лежит социальное взаимодействие». Расширение социальных связей, с точки зрения философа, не ослабляет, а укрепляет индивидуальное самосознание человека.

Потому что, чем больше у ребенка социальных кругов, к которым он принадлежит, тем меньше зависимость от каждого из них. И если человеку не удалось реализовать себя в какой-то социальной группе, он спокойно может утвердиться в любом другом социальном кругу, без внутренней трагедии.

Вот почему, расширяя социальные связи «человек укрепляет свое индивидуальное самосознание». Отсюда вытекает вывод Зеньковского: « .правильное моральное развитие предполагает не эгоистическую замкнутость в себе, а одушевленное служение другим людям, обществу».

Только «лишь приобщением к общечеловеческой сокровищнице разумного, доброго, прекрасного мы находим свою индивидуальность».

«Мы должны стремиться к истине, к добру, к прекрасному, и, теряя себя в этом универсальном содержании, мы находим себя . Глубокий завет христианства говорит словами Спасителя: лишь тот сохранит свою душу, кто потеряет ее ради Спасителя; то есть потеряет себя в истине, в добре, в прекрасном». Таким образом, в этом стремлении неразрывно соединяется религиозное мировоззрение, которое ребенок получает в семьи и социальное воспитание, которое ребенок получает в школе, или в учреждениях дополнительного образования.

«Связь общего и индивидуального в душе человека как неразрывна, так и таинственна, но, по Зеньковскому, существует ненарушимый ничем закон: отдавшись развитию в себе универсального содержания, человек удивительным образом разовьет свою индивидуальность, зато при особом внимании к индивидуальности создастся, лишь бесцветный шаблон, или пустота. И хотя усвоение универсального содержания замедляет рост индивидуальности, но зато в конце земного пути человека ждет награда в виде особого расцвета индивидуального творчества. И задача педагогики в этом случае - сократить собственную работу ребенка, помогая ему усвоить прежнюю работу человечества, но не повторять, а продолжать ее».

К сожалению, констатирует философ, педагогика слишком поздно поняла цель своего воздействия и, кроме того, часто понимала свою задачу воспитания однобоко: «развитие общего, осуществляемое путем приобщения души к общечеловеческой культуре, не есть подлинная цель и последняя задача педагогического воздействия: оно есть лишь путь, единственный путь для достижения высшей цели - воспитания индивидуальности», которое ребенок получает в лоне семьи.

Индивидуальность воспитывается по особым, таинственным, мистическим, непознаваемым законам, и лишь общее доступно нашему воздействию, только это общее человек может развивать и расширять, но нельзя забывать о высшей цели - о преобразовании личности в идеальную, гармонично развитую индивидуальность. В этом случае личность будет наиболее тесно связана с Богом, то есть это и ведет к необыкновенному расширению и углублению религиозной и социальной сферы. Душа человеческая только тогда сможет быть неразрывно связана с Богом и почти уподобиться ему, если сумеет все низкое, грязное, недостойное в душе переработать и тем самым нравственно преобразиться - ведь она будет напрямую связана с миром абсолютного добра, истины и красоты.

Таким образом, согласно Зеньковскому, если мы говорим о взаимосвязи семейного, социально и религиозного воспитания, то должны дать свободу и проявлению религиозных движений ребенка, в его личной и общественной жизни.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Методы исследования в теории и методике физического воспитания
Широкое развитие массовых форм физической культуры требует привлечения все большего количества специалистов в этой области. В своей работе преподаватели, тренеры, учителя школ уже не ограничиваются только теми знаниями, которые они получают в учебном заведении. Их работа — это творчество, поиск нов ...

Самая превосходная должность под солнцем
Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление человеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, о ...

Трудности школьной адаптации
Понятие "школьная дезадаптация" стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности затруднения в учебе, конфликты с одноклассника ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru