Анализ некоторых учебников для старших классов гуманитарного профиля

Страница 1

Как было указано выше, содержание курса математики для классов гуманитарного профиля, несмотря на присутствие традиционных для программы разделов, сокращено. Кроме того, выделенные нами методические особенности говорят о необходимости смещения акцентов при рассмотрении тех или иных вопросов математики. Поэтому возникает проблема методического обеспечения процесса обучения математики для учащихся гуманитарных классов. В настоящее время уже написаны учебные пособия для «гуманитариев». Ниже приведен анализ некоторых учебников и учебных пособий.

Учебник необычен как по содержанию, так и по стилю изложения. Курс математики классов гуманитарного профиля рассчитан на 3 часа в неделю, поэтому в учебниках представлен минимум математического материала, изучаемого в обычных классах. Исключено несколько вопросов курса математики старших классов. Это тригонометрические функции, уравнения и неравенства.

Также в пособие включены разделы, знакомящие с элементами статистики, комбинаторики, теории вероятности, а также с компьютером. Теоретический материал не содержит громоздких формул. В геометрических главах нет такого обилия теорем, которое характерно для стандартных учебников геометрии. Объяснения часто проводятся с помощью только чертежей, рисунков и наглядных представлений, а строгие доказательства даны в очень малом количестве - как образцы точных рассуждений, с которыми полезно познакомиться учащимся. Предлагаемые темы раскрываются достаточно полно. Например, в главе «Числа» дается обзор всех систем чисел (натуральных, рациональных, иррациональных, действительных, комплексных) и говорится о том, что в эту цепочку можно добавить подсистему, но продолжить ее нельзя. Упражнений, задач на вычисление немного. Значительная их часть носит ознакомительный характер и не требует большой вычислительной работы.

Есть задачи с практическими заданиями (изготовить модель фигуры, составить генеалогическое дерево), задачи на сравнение и построение различных объектов.

В пособии «Математика 10» рассмотрены следующие темы под символом «дополнительно»: делимость чисел, уравнения и системы уравнений (с модулем, показательные и логарифмические), функции и графики, треугольники и четырехугольники (задачи планиметрии на доказательство неравенств и на вычисления), площади поверхностей многогранников, сечения многогранников и круглых тел. В пособии «Математика 11» даны дополнительные задачи по следующим темам: уравнения (показательные, логарифмические и даже простейшие тригонометрические), функции и графики, производная и её приложения, приложения интеграла, вычисление вероятностей событий и занимательные задачи. Эти задачи могут использоваться как дополнительные задания для учащихся, заинтересовавшихся математикой. В каждом параграфе даются примеры из жизни, реальной действительности. Есть практические приложения математики: вычисление процентной прибыли вклада в сбербанке, в теории вероятности разобрана игра в покер с указанием вероятностей появления тех или иных комбинаций карт, объяснено, по какому принципу расположены буквы на клавиатуре, рассмотрены устройства прожекторов, рефлекторов, локаторов и т.д.

К тому же в обоих пособиях есть главы, которые так и называются «Математика в повседневной жизни». Разобраны понятия подоходного налога, земельного налога и, соответственно, задачи на их вычисление. Так же рассказывается о видах страхования, получении денег с помощью кредитов, сдачи чего-либо в аренду, получение доходов от инвестиций и дивидендов. Как обязательный компонент присутствуют исторические факты. Они рассмотрены в главе 8 пособия «Математика 11», которая называется «Горизонты математики». В главе рассказывается об истории развития алгебры, геометрии, математического анализа, проведено знакомство с геометрией Лобачевского, сферической геометрией. Таким образом, в учебнике достаточно много материала, на основе которого можно реализовывать межпредметные связи, как на самих уроках, так и на занятиях элективного курса. К такому материалу можно отнести темы,

рассмотренные под символом «дополнительно», главы «Математика в повседневной жизни», исторические факты главы «Горизонты математики».

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников
С целью проверки гипотезы была проведена опытно - экспериментальная работа, которая включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 классе МОУ СОШ №1 города Богородицка в период с сентября по март. В эксперименте принимало участие 7 ш ...

Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса
Одной из важнейших задач в обучении студентов является интеграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере. Издавна в вузах Украины с ...

Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста
Физическая культура - ограниченная часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. В основе физической культуры лежит целесообразная двигательн ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru