Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали мне возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения.
Анализ методической литературы позволил выявить следующие системы упражнений по формированию навыка чтения:
~ Систему обучения оптимальному чтению Зайцева В.Н;
~ Систему коррекционной работы на уроках
Чтение Цыпиной Н.А.
Система обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева. Отсюда я использовала следующие резервы обучения чтению:
1. "Жужжащее" чтение. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью в течение нескольких минут.
2. Ежеурочные пятиминутки чтения.
3. Чтение перед сном. Родители контролируют. Ведём "Дневники читателя".
Система коррекционно-тренировочных упражнений Н.А. Цыпиной (для учащихся с ЗПР. Упражнения подбираются учителем дополнительно к материалу, имеющемуся в учебниках. Они носят предупреждающий характер и включают слова тех слоговых структур, которые представляют для детей наибольшую трудность. Упражнения имеют коррекционную направленность.
4. Требование дозированного чтения (посильные задания. В противном случае учащиеся со слабо сформированным навыком чтения при получении большого или трудного, непосильного задания вовсе отккзываются от работы, совсем перестают читать).
5. Звукобуквенный анализ слов, в которых возможны ошибки. Работа с разрезной азбукой, со слоговой таблицей.
6. Чтение слов со стечением согласных с постепенным наращиванием в виде столбиков слогов и слов.
7. Упражнение по расширению поля зрения читающего.
Детям предлагают прочитать записанные на доске слова, а затем короткое предложение в определённую единицу времени. После этого учитель закрывает написанное на доске и выясняет у детей кто, сколько успел прочитать. Постепенно предложения удлиняются.
8. Чтение слов, расположенных на двух строчках со знаком переноса. Работаем перед чтением всего текста.
9. Чтение многосложных и малоупотребительных слов (по слогам, с ударение, целым словом орфографически, орфоэпически, вразнобой перед чтением текста).
Плюс к вышеназванным системам упражнений использовались и другие упражнения.
- для развития чёткости произношения провожу "Речевую разминку" перед чтением на каждом уроке.
10. Упражнения по отработке гласных и согласных:
- артикуляция основных гласных: и э а о у ы
- "наращивание" согласных
![]() |
|
и | |||
| ||||
|
|
о | ||
у | ||||
ы |
Другое о педагогике:
Исходные понятия теории и методики физического воспитания
Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата. Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объе ...
Экспериментальное исследование словообразовательной
способности дошкольников с ОНР
Изучив проблему словообразования дошкольников и проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме, мы поставили целью эксперимента – выявить уровень сформированности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Для этого были подобраны две группы детей дошкольного воз ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
В современной логопедии выделяют две основные классификации, которые взаимосвязанны друг с другом - медицинская или клиническая и психоло-педагогическая. Клиническая классификация, разработанная Мастюковой Е.М., делится на три основные группы: – неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда ...