Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали мне возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения.
Анализ методической литературы позволил выявить следующие системы упражнений по формированию навыка чтения:
~ Систему обучения оптимальному чтению Зайцева В.Н;
~ Систему коррекционной работы на уроках
Чтение Цыпиной Н.А.
Система обучения оптимальному чтению В.Н. Зайцева. Отсюда я использовала следующие резервы обучения чтению:
1. "Жужжащее" чтение. Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью в течение нескольких минут.
2. Ежеурочные пятиминутки чтения.
3. Чтение перед сном. Родители контролируют. Ведём "Дневники читателя".
Система коррекционно-тренировочных упражнений Н.А. Цыпиной (для учащихся с ЗПР. Упражнения подбираются учителем дополнительно к материалу, имеющемуся в учебниках. Они носят предупреждающий характер и включают слова тех слоговых структур, которые представляют для детей наибольшую трудность. Упражнения имеют коррекционную направленность.
4. Требование дозированного чтения (посильные задания. В противном случае учащиеся со слабо сформированным навыком чтения при получении большого или трудного, непосильного задания вовсе отккзываются от работы, совсем перестают читать).
5. Звукобуквенный анализ слов, в которых возможны ошибки. Работа с разрезной азбукой, со слоговой таблицей.
6. Чтение слов со стечением согласных с постепенным наращиванием в виде столбиков слогов и слов.
7. Упражнение по расширению поля зрения читающего.
Детям предлагают прочитать записанные на доске слова, а затем короткое предложение в определённую единицу времени. После этого учитель закрывает написанное на доске и выясняет у детей кто, сколько успел прочитать. Постепенно предложения удлиняются.
8. Чтение слов, расположенных на двух строчках со знаком переноса. Работаем перед чтением всего текста.
9. Чтение многосложных и малоупотребительных слов (по слогам, с ударение, целым словом орфографически, орфоэпически, вразнобой перед чтением текста).
Плюс к вышеназванным системам упражнений использовались и другие упражнения.
- для развития чёткости произношения провожу "Речевую разминку" перед чтением на каждом уроке.
10. Упражнения по отработке гласных и согласных:
- артикуляция основных гласных: и э а о у ы
- "наращивание" согласных
![]() |
|
и | |||
| ||||
|
|
о | ||
у | ||||
ы |
Другое о педагогике:
Разработка систем экспериментальных заданий по теме
«Кинематика твердого тела». Методические рекомендации по применению на уроках
физики
На изучение темы Кинематика отводится 3 часа, и включает в себя следующие разделы: Механическое движение и его относительность. Поступательное и вращательное движение твердого тела. Материальная точка. Траектория движения. Равномерное и равноускоренное движение. Свободное падение. Движение тела по ...
Сущность педагогической технологии, предмет,
специфика
Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики. На сегодня ученые-дидактики и учителя-новаторы разработали оптимизационную технологию организации учебного процесса на ур ...
Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных
учреждениях
Физическое воспитание дошкольников - сложный процесс. Несмотря на то что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, привычка действовать определенным способом успешно складывается только в том случае, если физи ...